Вопросы надежности для DC/DC-преобразователей.
Часть 1
Прогнозирование надежности
Одним из самых ранних системных подходов к надежности электронных компонентов и сборочных единиц является справочник армии США “Military Handbook. Reliability Prediction of Electronic Equipment” («Военный справочник. Прогнозирование надежности электронного оборудования»), известный как стандарт MIL-HDBK‑217. Он состоит из обширной базы данных по отказам различных компонентов и основан на эмпирическом анализе большого числа эксплуатационных отказов электрооборудования, электронных и электромеханических компонентов, осуществленном Мэрилендским университетом.
Справочник постоянно обновлялся и совершенствовался вплоть до 1995 года, затем его окончательный вариант был назван MIL-HDBK 217 Редакция F с Примечанием 2. В настоящее время стандарт больше не обновляется, но приведенные в нем данные и методы до сих пор не утратили своей актуальности.
MIL-HDBK содержит два метода прогнозирования надежности, раздел анализа по коэффициентам нагрузки элементов в конкретной схеме PSA (англ. PSA — Stress Analysis) и раздел по количественному анализу PCA (англ. PCA — Parts Count Analysis). Метод PSA требует обширной и весьма подробной информации и, как правило, чаще применим к завершающим стадиям разработки, когда при проверке надежности могут быть использованы измеренные данные и результаты предварительных испытаний. В отличие от него метод PCS предполагает наличие самой минимальной информации, такой как общее количество частей, уровень их качества и условия среды их эксплуатации.
Самое большое преимущество методологии стандарта MIL HDBK 217 заключается в том, что метод РСА дает прогноз надежности, основываясь лишь на перечне элементов и предполагаемой области использования изделия. Таким образом, показатель надежности может быть рассчитан для продукта, который даже пока не изготовлен. Для этой цели применяется расчет интенсивности отказов по следующей формуле:
где NC — количество элементов (отдельно по каждому типу элементов); λC — интенсивность отказов каждого типа элементов (значения взяты из базы данных); πE — коэффициент, учитывающий факторы влияния окружающей среды (зависит от области применения данного приложения); πF — комплексный функциональный коэффициент (учитывает дополнительные влияния, вызванные взаимодействием компонентов); πQ — коэффициент, учитывающий фактор уровня качества компонента (стандартный или специально отбракованный элемент); πL — коэффициент, учитывающий новизну компонента (хорошо известный и испытанный элемент или вновь разработанный).
Расчет даст показатель для каждого используемого компонента. Общая надежность может быть найдена путем суммирования всех отдельных результатов (табл. 1).
Компоненты |
Кол-во |
πP, интенсивность отказов (10–6/ч) при Tокр = 25 °C |
πP, интенсивность отказов (10–6/ч) при Tокр = 85 °C |
---|---|---|---|
Транзисторы |
2 |
0,0203 |
0,0609 |
Диоды |
2 |
0,1089 |
0,5443 |
Резисторы |
3 |
0,037 |
0,1716 |
Конденсаторы |
5 |
0,1699 |
1,7 |
Трансформаторы |
1 |
0,2256 |
1,92 |
Плата, выводы |
2 |
0,0092 |
0,0092 |
πp, общая интенсивность отказов (10–6/ч) |
0,5708 |
4,406 |
|
MTBF, ч (по MIL-HDBK-217F) |
1 751 927 |
226 963 |
|
Условия |
Вход |
Номинальное напряжение |
Номинальное напряжение |
Выход |
Полная нагрузка |
Полная нагрузка |
Интенсивность отказов определяется как интервал времени между двумя отказами в часах либо как среднее время между отказами (MTBF), или как интервал времени до первого отказа — наработка на отказ (MTTF). Стандартное поведение отказов описывается широко известной кривой интенсивности отказов, имеющей U‑образную форму.
На рис. 1 показана форма этой кривой. Форма кривой примерно одинакова для всех компонентов и систем, различие только в большем или меньшем значениях по оси времени. Она разделена на три основные части (зоны): I — начальный период; II — период нормальной эксплуатации; III — период старения. Параметр MTTF включает зоны I и II, в то время как среднее время безотказной работы MTBF включает только зону II.
Зона I описывает область ранних отказов, которые, как правило, вызваны скрытыми дефектами материала или наличием производственных дефектов, не выявленных при приемо-сдаточных испытаниях, до того как продукт был поставлен заказчику. Время начальной интенсивности отказов обычно имеет относительно короткую продолжительность. Даже для сложных систем зона начальных отказов не превышает начальный период в 200 ч от начала их использования. А в случае с DC/DC-преобразователями большинство ранних отказов будет происходить в течение первых 24 ч работы.
Такое время может считаться как достаточно короткий период для преобразователя с гарантированным сроком эксплуатации в три года. Действительно, если мы говорим о DC/DC-преобразователе, действующем на частоте 100 кГц, то переключающие транзисторы и трансформатор уже в первый день своей работы выполнят более чем 140 млн переключений и отказ из-за скрытых дефектов компонентов, скорее всего, уже произойдет.
Влияние температуры — это один из ускоряющих факторов, воздействующих на рост интенсивности отказов, время перехода (T1) от зоны начальной интенсивности отказов до зоны нормальной эксплуатации может быть значительно сокращено, если использовать термотренировку в термокамере (рис. 2). Если преобразователи выдержат ее при полной нагрузке и при повышенных температурах, то такая термотренировка в течение примерно 4 ч является вполне достаточной для выявления практически всех начальных отказов изделия. Если начальные отказы все же проявляются уже в эксплуатации, то время термотренировки может быть увеличено. Для применения изделий в приложениях, требующих высокой надежности, например в оборудовании для железных дорог, время термотренировки обычно устанавливают до 24 ч.
Период нормальной эксплуатации отличается тем, что в зоне II интенсивность отказов соответствует заданной и находится на стабильно низком уровне. Второй переход (Т2) от периода нормальной эксплуатации к периоду старения зависит от многих факторов. Это может быть качество самой конструкции и используемых компонентов, качество изготовления и монтажа, факторы воздействия окружающей среды. Зона III представляет собой конец жизненного цикла продукта, в течение которого снижение производительности вызвано физическим износом и химической деградацией применяемых материалов. В этот период можно ожидать возникновения внезапных нарастающих лавинных отказов.
Поскольку большинство производителей DC/DC-преобразователей использует термотренировку для выявления начальных отказов, то в спецификациях чаще всего приводятся значения параметра MTBF.
Однако некоторые изготовители предпочитают использовать обратную величину интенсивности отказов MTBF — количество отказов на 109 ч эксплуатации изделия. Этот параметр называется FIT (англ. FIT — Failures In Time):
FIT = 109/MTBF.
Формула показывает соотношение между FIT и MTBF.
Влияние окружающей среды
Стандарт MIL-HDBK‑217 содержит модели надежности, разработанные на основе военных приложений общего назначения. Однако большое влияние на его надежность оказывает тип конкретного приложения, в котором будет использоваться DC/DC-преобразователь. Так, если преобразователь будет установлен на корабле, то коррозионный эффект морского воздуха уменьшит срок его службы, даже если сам преобразователь эксплуатируется в сухом месте (табл. 2).
Рабочая среда использования |
πE символ |
Описание согласно MIL-HDBK-271F |
Коммерческая интерпретация или примеры |
---|---|---|---|
Наземное стационарное оборудование |
GB |
Стационарное оборудование с контролируемой температурой и влажностью среды, легкодоступное для обслуживания |
Лабораторное оборудование, контрольно-измерительные приборы, настольные ПК, стационарное телекоммуникационное оборудование |
Наземное мобильное оборудование |
GM |
Оборудование, установленное в колесные или гусеничные транспортные средства, и носимое оборудование |
Автомобильная электроника, переносное радио и телекоммуникационное оборудование, портативные ПК |
Условия в закрытых отсеках кораблей |
NS |
Оборудование в закрытых или во внутренних помещениях на надводных кораблях или подводных лодках |
Навигационное и радиооборудование, приборы, размещенные во внутрених отсеках карабля |
Условия в обитаемых грузовых отсеках самолетов |
AIC |
Типичные условия в грузовых отсеках, в которых могут находиться летные экипажи |
Кабины и отсеки, находящиеся под нормальным давлением, развлекательное оборудование для пассажиров и оборудование, не связанное с обеспечением безопасности, и критически не важные приложения |
Условия космического полета |
SF |
Условия орбитального полета. Носитель не находится ни в активном состоянии, ни в режиме возврата в атмосферу |
Орбитальные коммуникационные спутники, оборудование которых эксплуатируется совместно только один раз |
Условия пуска ракеты |
ML |
Тяжелые условия, относящиеся к запуску ракет |
Сильные вибрации и очень высокое ускорение, условия запуска спутника |
Если конечное назначение области применения приложения известно, то для расчета MTBF может быть использован поправочный коэффициент относительно значений, установленных для стационарного наземного оборудования (GB), работающего в легких условиях эксплуатации. Этот базовый коэффициент учета условий окружающей среды принят равным 1 (табл. 3).
Рабочая среда использования |
πE символ |
πE значение |
Делитель |
---|---|---|---|
Наземное стационарное оборудование |
GB |
0,5 |
1 |
Наземное мобильное оборудование |
GM |
4 |
1,64 |
Условия в закрытых отсеках кораблей |
GNS |
4 |
1,64 |
Условия в обитаемых грузовых отсеках самолетов |
AIC |
4 |
1,64 |
Условия космического полета |
SF |
0,5 |
1 |
Условия пуска ракеты |
ML |
12 |
3,09 |
Например, DC/DC-преобразователь с MTBF, равным 1 млн ч, в соответствии со спецификацией (которая базируется на показателях для оборудования класса GB) необходимо будет «понизить» до уровня порядка 610 тыс. ч, если этот преобразователь будет использоваться в портативной носимой технике. Это следует выполнить, чтобы учесть влияние дополнительных внешних воздействий, таких как удары, толчки, резкие изменения температуры и т. п., связанных с носимым оборудованием.
Пожалуй, одним из удивительных результатов, вытекающих из анализа стандарта MIL-HDBK‑217, является то, что космический полет приравнивается к щадящим наземным условиям эксплуатации оборудования. Это связано с тем, что на борту спутника или космического корабля условия окружающей среды тщательно контролируются, там нет вибраций или загрязнений в воздухе, таким образом, электронное оборудование имеет теоретически длительный возможный срок эксплуатации. На практике, однако, космические лучи могут пробить отверстия в подложках полупроводниковых приборов и тем самым вызвать сбои в работе оборудования.
Это явление можно устранить, выполнив DC/DC-преобразователи радиационно-стойкими, то есть добавив в их конструкцию элементы защиты от излучения высокой энергии. Но на практике обычно используются более надежные простые схемы, без применения каких-либо микросхем. Полевой транзистор может выдерживать значительный уровень воздействия энергии космических лучей, так как поверхность его подложки относительно велика и устойчива к точечным дефектам. Таким образом, простой двухтактный DC/DC-преобразователь с только дискретными компонентами часто в большей степени пригоден для применения в космической технике.