Ведущие дистрибьюторы мирового рынка электронных компонентов

№ 1’2004
Под франчайзингом понимают такую организацию бизнеса, при которой компания-производитель компонентов передает компаниидистрибьютору право на распространение продукта. Франчайзинговый дистрибьютор обязуется продавать этот продукт по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает производитель. Чаще всего данные правила касаются ценовой политики и ограничений на продажу продукции производителей-конкурентов. В обмен на осуществление этих правил дистрибьютор получает разрешение использовать имя производителя, его репутацию, продукт, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы технической поддержки.

Под франчайзингом понимают такую организацию бизнеса, при которой компания-производитель компонентов передает компаниидистрибьютору право на распространение продукта. Франчайзинговый дистрибьютор обязуется продавать этот продукт по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает производитель. Чаще всего данные правила касаются ценовой политики и ограничений на продажу продукции производителей-конкурентов. В обмен на осуществление этих правил дистрибьютор получает разрешение использовать имя производителя, его репутацию, продукт, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы технической поддержки.

Львиная доля компонентов на рынках Европы и Америки распространяется именно по франчайзинговой схеме. Однако наличие неликвидных излишков на складах конечных потребителей и дистрибьюторов, а также нежелание некоторых производителей сбывать свою продукцию методом франчайзинга позволяет процветать независимым поставщикам электроники, которые почти не стеснены производственными рамками и не имеют ограничений на продажу конкурентных товаров. Кроме того, независимые дистрибьюторы меньше ограничены графиками производства и часто способны предложить не только конкурентоспособную цену, но и срок.

Согласно оценкам EBN, в 2002 году 79% покупателей электроники, воспользовавшихся услугой независимых дистрибьюторов, исходили при выборе поставщика в первую очередь из соображений срочности, а цена играла второстепенную роль.

Рис. 1. Динамика и региональная структура мирового рынка электронных компонентов (источник: ZVEI). Примечание: * — Прогноз.
Рис. 1. Динамика и региональная структура мирового рынка электронных компонентов (источник: ZVEI). Примечание: * — Прогноз.

Современный мировой рынок электронных компонентов постепенно начинает оправляться после сокрушительного падения в 2001 году (рис. 1). Как видно из графика, кризис высокотехнологичных отраслей в наименьшей степени коснулся южно-азиатского региона, страны которого наращивали объемы потребления электронных компонентов последние два года. Несмотря на это, крупнейшими франчайзинговыми и независимыми дистрибьюторами на сегодняшний момент остаются западные компании.

Большинство крупнейших франчайзинговых поставщиков (рис. 2) продемонстрировало в 2002 году снижение оборотов по сравнению с предыдущим годом.

Чтобы сохранить объемы продаж, дистрибьюторы активизировали деятельность по предоставлению дополнительных бесплатных услуг клиентам. Arrow и Avnet наряду со стандартными услугами по тестированию компонентов, упаковке, программированию и техническими консультациями стали предлагать бесплатные решения задач, касающихся планирования закупок и логистики; Future Electronics внедрила онлайновый поиск замены компонента; Farnell и Nu Horizons предложили покупателю воспользоваться системой штрихового кодирования упаковок.

Таблица 1. Крупнейшие мировые независимые дистрибьюторы электронных компонентов (источник: EBN)
Таблица 1. Крупнейшие мировые независимые дистрибьюторы электронных компонентов (источник: EBN)

Но улучшение сервиса не смогло компенсировать снижение цен и сокращение спроса со стороны высокотехнологичных отраслей Северной Америки и Европы. Рост продаж наблюдался только у тех дистрибьюторов, которым удалось увеличить присутствие на рынках Южной Азии (доля поставок Richardson Electronics в страны этого региона увеличилась c 10% в 2001 году до 15% в 2002, Nu Horizons — с 3 до 7%).

Подобная тенденция прослеживается и в работе независимых дистрибьюторов (табл. 1). 2002 год оказался более успешным, чем предыдущий для America II Electronics и Converge, активно торгующих со странами азиатского региона.

Профиль продукции, поставляемой крупнейшими франчайзинговыми дистрибьюторами, чаще всего соответствует структуре мирового спроса на электронные комплектующие (рис. 2). На полупроводниковые приборы приходится не менее половины объема продаж официальных дистрибьюторов. Исключение здесь составляет компания Digi-Key, специализирующаяся на поставке пассивных компонентов.

Рис. 2. Профильная структура мирового спроса на электронные компоненты, 2002 г. (источник: ZVEI)
Рис. 2. Профильная структура мирового спроса на электронные компоненты, 2002 г. (источник: ZVEI)

Доля полупроводниковых приборов в суммарном объеме продаж независимых дистрибьюторов зачастую больше, чем для официальных, например, для немецкой компании Consumer Electronic она составляет 88%, для America II Electronics — 78%.

Российский рынок электронных компонентов, несмотря на рост в последние годы (рис. 3), на нынешний момент ничтожно мал и составляет не более 0,5% от мирового. Экспорт электронных компонентов из России затруднен в связи с сокращением спроса на крупнейших заграничных рынках и низкой конкурентоспособностью отечественной продукции.

Рис. 3. Российский рынок электронных компонентов (источник: LVCELECTRONICS)
Рис. 3. Российский рынок электронных компонентов (источник: LVCELECTRONICS)

Крупнейшие мировые дистрибьюторы обычно работают с нашей страной через посредников-импортеров и не имеют российских представительств. Большая часть продукции заграничных производителей электронной индустрии, подобно южно-азиатскому региону, распространяется в России через местных официальных дистрибьюторов.

Выводы

Большая часть крупнейших мировых дистрибьюторов электронных компонентов в настоящий момент переживает глубочайший кризис, вызванный падением цен и оборотов в высокотехнологичных отраслях Америки и Европы. Чтобы предотвратить спад, ведущие западные поставщики внедряют программы по улучшению сервиса, а также осваивают новые рынки.

Самым перспективным регионом для крупнейших дистрибьюторов является Южная Азия. Проникновение западных компаний в этот регион осложнено культурными барьерами.

Российский рынок электронных компонентов последние годы демонстрирует устойчивый рост, но в отличие от китайского, он ничтожно мал и поэтому менее привлекателен для крупных поставщиков электроники.

Таблица 2. Крупнейшие мировые франчайзинговые дистрибьюторы электронных компонентов (источники: EBN, Cahners Research, Reed Electronics Group)
Таблица 2. Крупнейшие мировые франчайзинговые дистрибьюторы электронных компонентов (источники: EBN, Cahners Research, Reed Electronics Group)

Список источников

  1. ZVEI — Zentralveband Elektrotechnik und Elektronikindustrie (www.zvei-be.org).
  2. EBN — Electronic Buyer’s News (www.ebnonline.com).
  3. LVCELECTRONICS (www.lvselectronics.com).
  4. Cahners Research (www.cahnerscarr.com).
  5. EETIMES (www.eetimes.com).
  6. Reed Electronics Group (www.reed-electronics.com).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *