Titan: автомобильное ноу-хау для промышленных датчиков

№ 2’2012
Возьмите датчик давления, выпускаемый миллионами экземпляров в год для автомобильной промышленности, добавьте специальный интерфейс 4/20 мА для промышленного применения — и вы получите новый датчик давления, который при своем высоком качестве и превосходных технических характеристиках обладает наилучшей экономической эффективностью.

Этот «кулинарный рецепт» представляет собой сжатое и упрощенное описание в нескольких строках процесса EBV Elektronik, используемого при определении и разработке нового продукта Titan в рамках программы EBVchips.

Поскольку разработчики промышленных устройств не раз спрашивали наших инженеров, количество которых свыше 120, об экономичном, но в то же время очень точном и качественном датчике давления, начался внутренний поиск соответствующего решения.

Наконец в лице голландско-американской Sensata Technologies компания EBV Elektronik нашла подходящего партнера для выполнения проекта Titan. По емкостной технологии компания Sensata Technologies производит из керамики 75 млн датчиков давления в год для автомобильной промышленности. Хотя эти датчики соответствуют строгим критериям качества в автомобильной отрасли, все они оснащены потенциометрическим выходом 0/5 В. Однако, поскольку промышленным стандартом является выход 4/20 мА, датчики без токового интерфейса подходили только для специального промышленного применения.

Керамика как основа

С 1985 года компания Sensata производит датчики давления на основе керамической емкостной технологии. В автомобильной отрасли эти датчики используются в разных областях: первым применением было измерение давления в контуре компрессора кондиционирования воздуха в автомобиле. Сейчас доля компании Sensata на рынке в этой области составляет более 80%. Модифицированные версии датчика давления на керамической основе (рис. 1) в настоящее время используются в автоматических коробках передач, топливных системах низкого давления (дизель) или для измерения давления масла. На основе этой технологии Sensata выпускает датчики давления, которые работают в диапазоне от разряжения до давления 80 бар.

Гибкий датчик для кондиционера

Рис. 1. Гибкий датчик для кондиционера

Базовый элемент датчика состоит из керамической подложки (рис. 2) толщиной около 3 мм и тонкой, гибкой керамической мембраны толщиной от 0,6 до 1,2 мм. Керамическая мембрана закрепляется на керамической подложке с большой точностью на определенном расстоянии с помощью метода склейки стеклом. Что касается монтажа, датчики с разными диапазонами давления отличаются между собой только толщиной мембраны, а также электронной калибровкой. На обе керамические части наносится тонкий слой золота, который подключается к электронике посредством контактных выводов. Оба слоя золотого покрытия образуют конденсатор, емкость которого меняется в зависимости от давления, оказываемого на мембрану. Емкость конденсатора составляет порядка 15 пФ.

Керамическая подложка датчика

Рис. 2. Керамическая подложка датчика

С помощью запатентованного метода зарядки/разрядки Sensata можно оценить изменение емкости относительно эталонного конденсатора, с тем чтобы сформировать выходное напряжение в диапазоне от 0 до 5 В. В течение последних десятилетий этот процесс прошел проверку уже на многих поколениях изделий Sensata, однако, несмотря на систематические улучшения в области электроники, калибровки и температурной стабильности, основа процесса оставалась низменной. Каждый датчик в отдельности калибруется при комнатной температуре. В рамках производственного процесса датчики проверяются при 23 и 135 °C. Кроме того, проводится калибровка на верхней и нижней границах диапазона давлений. Причем калибровка имеет чисто аналоговый характер, при этом цифровая электроника не используется. Метод, который применяет Sensata, оказался весьма стабильным как в условиях производства, так и условиях эксплуатации. В основном диапазоне сенсорные элементы имеют достаточно хорошие линейные характеристики. Лишь в нижней и верхней областях шкалы появляются заметные нелинейности.

EBVchip Titan обеспечивает выход 4/20 мА

Для того чтобы датчики можно было использовать в промышленных условиях, им необходим стандартный выход 4/20 мА. По инициативе EBV Elektronik были разработаны датчики давления Titan, оснащенные выходным промышленным интерфейсом. EBV Elektronik вместе с компанией Sensata определили оконечную электронную схему для преобразования сигнала 0/5 В в выходной ток 4/20 мА. Причем за полное определение промышленного интерфейса отвечала компания EBV.

Таким образом, EBV делает доступной для индустриальных потребителей технологию датчиков давления компании Sensata, первоначально разработанную для автомобильного применения. В результате датчики можно также использовать для систем автоматизации технологических процессов в других областях. В этом случае техническое решение комплексного датчика 4/20 мA под обозначением Titan предлагается компанией EBV в рамках бизнес-проекта EBVchips. Компания EBV намеренно не ограничивала рамки для EBVchips только полупроводниками: в рамках этой программы разрабатываются также гибридные схемы, модули или, как в данном случае, промышленные датчики в корпусе с резьбой.

Большое количество опций

Сейчас датчики давления EBVchips доступны в латунном корпусе (рис. 3) в исполнении для трех диапазонов давления: 0–10, 0–20 и 0–35 бар. Также имеется вариант датчиков из нержавеющей стали для диапазона 0–45 бар. Если требуется, EBV Elektronik и Sensata способны также выпускать другие варианты с различными разъемами, механическими присоединениями или видами корпуса. В настоящее время датчики давления классифицируются согласно требованиям IP65, IP67 и IP6K9 (все с кабелями).

Датчик давления Titan

Рис. 3. Датчик давления Titan

Так как датчик получает питание через сигнальную линию, в датчиках Titan, в соответствии со спецификациями SAE, используются только два соединительных провода, имеющих соответствующую длину для применения в сложных промышленных условиях, где критическим фактором является электромагнитная совместимость. Промышленные датчики давления нечувствительны к электрическим помехам до 30 В/м.

Погрешность измерения во всем диапазоне температур от –20 до +100 °C — менее 2%. При температуре 25 °C погрешность измерения во всем диапазоне давлений составляет всего лишь 0,75% — это относится к более чем 10 млн специфицированных циклов измерения давления. Таким образом, эти датчики — одни из наиболее точных на рынке. Рабочее напряжение (с защитой от неправильной полярности включения) может составлять от 6 до 30 В DC. В то же время датчики без повреждений выдерживают напряжение до 39 В DC.

Вибрационные нагрузки до 10g с частотой 25–2000 Гц не причиняют датчикам давления никакого вреда. Они также выдерживают удары до 100g с различных направлений с частотой 6 Гц (полусинусные). Во всех случаях датчики, сертифицированные по UL и RoHS (соответствующим стандартам СЕ), дают надежный результат измерения с быстродействием <10 мс — через недорогой, оснащенный защитой IP6K9 выходной разъем, специфицированный в соответствии с Delphi-Packard. В качестве герметика для внутреннего уплотнительного кольца Sensata использует неопрен, гидратированную нитрильную резину (HNBR) и фторсиликон. Давление разрыва соответствует пятикратному давлению измерения.

Благодаря шестигранному винтовому зажиму (штырьковый 1/8″, гнездовой 1/4″) датчики давления не только хорошо подходят для автоматизации промышленных процессов, но и встраиваются в такие изделия, как насосы и компрессоры, а также системы HVAC (отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха) плюс холодильники и морозильники. В автоматизации технологических процессов, например, существуют важные применения в области гидравлических систем, пневматики, лифтов, перекачки жидкостей и газов. Одни из наиболее важных применений насосов и компрессоров — промышленные системы очистки, мойки (автомобильные), очистители высокого давления (на водной основе), водяные и вспомогательные насосы, а также пневматические системы. Системы HVAC используются не только для промышленных технологий замораживания, но и в системах автоматизации зданий, тепловых насосах и в холодильниках и морозильниках, находящих применение в пищевой промышленности и розничной торговле.

Взаимовыгодная ситуация

«Через разветвленную сеть EBV Elektronik мы получаем доступ к совершенно новой группе потребителей в области промышленной электроники, — поясняет инженер Роджер Аппело, менеджер по развитию в Европе бизнеса датчиков от Sensata. — С другой стороны, компания EBV Elektronik должна получить доступ к высококачественной и полностью отработанной технологии датчиков, которая имеет огромный потенциал. С нашей точки зрения, это абсолютно взаимовыгодная ситуация. При серийном производстве соответствующих автомобильных датчиков несколько миллионов в год компания EBV может предлагать датчики давления по очень привлекательной цене». Такие EBVchips были разработаны частично в Голландии и частично в США. Изготовление комплектных датчиков, включая керамику, будет осуществляться в Мексике, где компания Sensata производит также свои автомобильные датчики.

От автомобилей — к потребителям и промышленности

С конца 2011 года все новые автомобили, продаваемые в странах — членах ЕС, должны быть оборудованы ESP — системой стабилизации автомобиля. Центральными элементами каждой ESP являются два датчика — угловой скорости и ускорения. Первые системы ESP поставлялись на рынок уже с середины 1990-х годов, но только в секторе дорогих автомобилей. Причина в том, что тогда изготовление датчиков было сложным и дорогим процессом. Вскоре после легендарного «лосиного теста» 1997 года системы ESP неожиданно стали доступны для автомобилей компактного класса. Коммерческий успех ESP начался одновременно с использованием высококачественных и относительно дешевых в производстве кремниевых датчиков угловой скорости и ускорения. Сегодня недорогие датчики угловой скорости и ускорения (на основе микромеханотроники) можно встретить практически в каждом новом смартфоне и в большинстве игровых консолей, так как цены на используемые в них типы датчиков резко упали из-за массового производства датчиков для автомобилей. В то же время с этими коммерческими датчиками не было никаких существенных проблем в отношении качества, поскольку поставщики автомобильных комплектующих поддерживают высокое качество производства.

Подобным же образом поступила компания EBV: она взяла автомобильный датчик давления как часть проекта EBVchips, адаптировав его к промышленным требованиям и оснастив подходящим интерфейсом 4/20 мА. Поскольку эти датчики уже на протяжении многих лет находят массовое применение в транспортных средствах, поставщики датчиков давления держат их качество под контролем. Промышленные потребители имеют основания быть довольными существенным (выраженным двузначным числом) снижением цены, что обусловлено крупносерийным производством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *