С новым учебным годом, или Размышления об образовании инженера-разработчика
Около года назад вышла моя статья, посвященная некоторым вопросам подготовки специалистов в области разработки и проектирования аппаратуры («КиТ» №6’2001). Она имела некоторый резонанс, подобные темы поднимались в статьях преподавателей ВУЗов и представителей славной промышленности (не госсектора). Очередной учебный год неумолимо приближается…
Пишу я эту статью в жуткую августовскую сушь, которая продолжается уже несколько недель. В окно лаборатории тянет смог горящих торфяников, телефон разрывается от звонков заказчиков (проснулись!). В голове свербит мысль: «Когда же в отпуск?» Надеюсь урвать хотя бы пару недель. Может и удастся… Рядом усердно трудится несколько молодых специалистов. Картина, в общем, радует глаз: я уже не самый молодой доцент на кафедре, коллектив развивается.
В прошлом году я говорил о том, что выдал «нагора» 17 дипломников (выполняли проект под моим руководством) — своего рода рекорд. Из них девять человек уже в процессе обучения были оформлены на должности инженеров-конструкторов и инженеров-исследователей в Российский НИИ космического приборостроения — выполняли там курсовое, затем дипломное проектирование и по получении диплома остались успешно работать.
Двое дипломников остались в НИТИ, г. Железнодорожный. Один после окончания учебы остался работать на вычислительном центре кафедры и т. д. Около 76 процентов остались «в технике». Так вот, на данный момент из техники никто не ушел! Это значит, что помимо энтузиазма у ребят есть и прагматизм, а также и то, что ситуация на предприятиях улучшилась.
Уже через год работы в РНИИ КП двое стали руководителями групп — в советские времена такой рост проходил минимум за пятилетку. И дело не в отсутствии опытных кадров — это результат работы ребят. Многие думают об аспирантуре (заочной!), и не ради банальной отсрочки от армии — заочная аспирантура ее не предоставляет. Ребята хотят повысить свою квалификацию. Уже приняты решения об организации чтения на предприятии курсов по современным САПР, методам проектирования и расчета с привлечением ведущих специалистов вузов. В этом году в соответствии с приказом Минобразования РФ формировалась прогнозная потребность в специалистах, в ходе которой предприятия высылали свои потребности по направлениям подготовки. Так вот, ежегодная потребность значительно превышает выпуск кафедры — это говорит о растущем престиже и достойной оценке инженерного труда. Да и конкурс 4,75 человека на место на нашу аппаратную (не программистскую!) специальность — тоже рекорд последних 10–15 лет (при не самой лучшей демографической ситуации в стране поступают ребята, родившиеся в 1985–1986 годах, когда уже началось снижение жизненного уровня в стране).
Если говорить об итогах этого года, то они сопоставимы с годом прошлым. Несколько расширилась география распределения (слово-то какое, но теперь оно не принудительное, а по желанию). Появилось несколько новых направлений подготовки: ряд дипломов был выполнен в виде электронных учебников и пособий, предназначенных для использования в процессе обучения на кафедре. Это связано с тем, что огромный объем сведений физически невозможно изложить в рамках лекционного курса, следовательно, необходимо позаботиться о плодотворной интерактивной самоподготовке. Конечно, в инженерном деле самое важное — практика, и тут ни один учебник не поможет. С практикой тоже дела пошли значительно лучше. Разработаны новые лабораторные работы, сотрудничаем с предприятиями, вынося туда научно-исследовательскую работу студентов и курсовое проектирование. Среди предприятий — не только госструктуры, но и компании с частным капиталом.
В этом году за счет НИОКР были приобретены для учебного процесса лицензионные версии пакетов MicroWave Office и SystemView. По крайней мере, теперь заказчики не против вложения средств в подготовку кадров — специалисты-то им достанутся.
В общем, жизнь продолжается. Впереди новый учебный год, новые курсы (меняется учебный план), новые задачи.
Я поздравляю коллег и студентов с новым учебным годом, и пусть он будет не хуже предыдущего.