Путешествие на край земли или наши в Японии

№ 3’2005
PDF версия
В необходимости этого визита нас убедили японские коллеги из компании I#Pulse. Их тактичная настойчивость не оставила нам выбора, и мы не стали сопротивляться, тем более что путешествие сулило не только сложности, но и массу новых впечатлений. Забегая вперед, скажу, что оно действительно оказалось очень интересным, и мы глубоко признательны компании I#Pulse и за приглашение, и за помощь в незабываемой поездке по Японии.

Стыковка рейса Санкт-Петербург — Москва—Токио была осуществлена столь удачно, что мы и не заметили, как уже летели над безграничными просторами нашей Родины, устроившись в удобных креслах Boeing 767. Правда, на тот день, 18 января, прогнозировалась одна из самых мощных магнитных бурь, СМИ даже специально предупреждали о нежелательности полетов. Быстро наступившая за иллюминатором ночь преподнесла тому подтверждение — потрясающее по своей красоте и размаху северное сияние окрасило небо над всей Сибирью, его яркие сполохи, казавшиеся совсем близкими, не прекращались в течение долгих часов полета. Но надежная американская техника в опытных руках российских пилотов благополучно преодолела все трудности и мягко приземлилась в токийском аэропорту Narita.

Первый технический сюрприз ждал нас при попытке активизировать свои мобильники. Однако вопреки заявлениям сотрудников Megaphone (назвавших даже тариф за минуту) трубки принципиально не могли подключиться к сети совсем другого поколения, а стандарт GSM в Стране восходящего солнца уже давно не используется. Так что тем, кто планирует визит в Японию, рекомендую взять телефон напрокат (например, прямо в аэропорту). Стоит это около 70 долларов, 50 из которых можно проговорить. Попутно замечу, что звонок в Санкт-Петербург — даже из номера токийской гостиницы — обходился в $2,5, что гораздо дешевле, чем звонить из Европы, где стоимость минуты доходила до $10–15.

Попытки воспользоваться Интернетом практически везде, где мы их предпринимали, приводили местных служащих в замешательство — выслушав просьбу, они протягивали нам свои личные телефоны. Единственное место, где удалось быстро и легко осуществить задуманное, — магазин по продаже компьютеров, где практически все образцы были подключены к Сети, что также удивило. Найти что-нибудь вроде интернет-кафе не удалось. Одним словом, создалось впечатление, что Всемирная паутина для японцев далеко не такая насущная необходимость, как для жителей России. Что уж совсем не сочеталось с нашим представлением о стране, чьи бренды — Sony, Toyota, Nissan, Yamaha, Roland, знакомые нам с детства в повседневной жизни, для многих людей до сих пор звучат как символы мировой электронной революции. Кстати сказать, их офисы и заводские площадки попадались нам на каждом шагу.

Вообще, в нашем представлении сложилось (а может, так и есть на самом деле), что все «серьезные» товары изготавливаются именно в Японии или под ее марками в Китае. Но при этом удивили цены на электронику — они на 15–20% выше, чем в наших магазинах. Объяснений этому можно найти много, но они все равно не помогают понять, почему товары собственного производства в стране-производителе стоят дороже, чем за десятки тысяч километров, в другой стране? Одним словом, у нас опять нашелся повод порадоваться за свою родину, которую издалека начинаешь любить сильнее.

На следующий день мы вплотную подошли к цели нашей поездки — выставке технологического оборудования для производства (а в основном для монтажа и тестирования) печатных плат.

Рис. 1

Экспозиция проходила с 19 по 21 февраля в выставочном центре Big Sight-Tokyo, который выглядел довольно футуристично (рис. 2), притом, что спланирован очень удобно как в плане подъезда к нему, так и для нахождения в нем целый день. Комплекс двухуровневый: на верхнем этаже расположено большое количество ресторанов и кафе, а внизу — непосредственно выставочные площади. Такой конструктивный принцип в полном смысле отражает традиционное отношение японцев к быту и работе. Приоритет всегда отдается первому, но и работа занимает важное место, так как без нее не будет хорошей еды, а это в жизни японца фактор номер один.

Рис. 2.

Павильон, где экспонировались образцы компаний, размером примерно с футбольное поле (если сравнивать с Мюнхенской выставкой— два ее павильона). Да и среди участников почти все те же компании, что в Мюнхене, то есть специализированные на монтаже и контроле готовой продукции. Экспозиции располагались по-японски компактно: без огромных имиджевых стендов, характерных для европейских выставок, но найти интересующее оборудование оказалось гораздо удобнее. И стендов, имеющих практическое значение, с нашей точки зрения, было представлено больше, чем на других подобных смотрах. Чувствовался восточный практицизм — выставлялось то, что действительно используется в реальном производстве, много оборудования рентгеновского контроля, дающего, по нашему мнению, большую объективность. В то же время европейской «экзотики», например оборудования, позволяющего заглянуть «под юбку» BGA-корпусу, наблюдалось крайне мало. Обширный стенд с системами рентгеновского контроля представила английская компания X-Tek, оборудование которой в настоящее время рекомендовано для оснащения сервисных центров фирмы Nokia.

Небогатым, в сравнении с Мюнхенской выставкой, выглядел раздел оборудования для пайки/выпайки микрокомпонентов. Надо полагать, вопросу ремонта подобных плат уделяется внимания меньше, чем их выпуску.

Рис. 3.

А вот что касается автоматов для монтажа компонентов на плату — они были представлены в более широком ассортименте.

Японцы утверждают (и у нас есть основания им верить), что они являются лидерами в производстве автоматов по установке компонентов. На выставке в Big Sight-Tokyo, ориентированной на весь азиатский рынок, доминировала группа компаний Yamaha. Соседствовала с ней известная в России марка Assemblion. Размеры ее стенда даже для этой выставки выглядели скромными. По словам представителей Yamaha, компания имеет непосредственное от
ношение к данной продукции (рис. 3). Juki в Японии, к сожалению, присутствовала только в виде надписи на тележке (рис. 4), Samsung не был представлен вообще. Из числа компаний — производителей оборудования нижнего и среднего скоростного диапазона нам удалось познакомиться лишь с образцами продукциии Мамия Денши: это станки ESM и Luna, на общем фоне выглядевшие разве только как удачное хобби владельца фирмы.

Рис. 4

Среди групп компании Yamaha особенно выделялась экспозиция I-Pulse (рис. 5). Это прежде всего вся линейка автоматов — от средней производительности до высокоскоростных — и чипшутеров, а также новая on-line-система визуального контроля. Позиция фирмы в настоящее время очень выгодно для нас сориентирована на Россию. Предлагаемые цены значительно ниже, чем на японском рынке. И хотя сегодня основной упор по продажным ценам сделан на Китай, но I-Pulse возлагает большие надежды и на российский рынок, где предложит, как мы надеемся, соответствующие «интересные» цены.

Рис. 5

Относительно широко на выставке было представлено климатическое оборудование. В этой области явным лидером (по крайней мере, визуально) можно назвать компанию Espec, которая известна в России своими из делиями под маркой Tabai.

В небольшом количестве присутствовали виброиспытательные системы, но такого сильно го игрока, как, например, Bruel&Kjaer (Дания), не было. Выделялся интересный с точки зрения технических характеристик вибро-испытательный стенд компании IMV (рис. 6).

Рис. 6

Из числа европейских и американских компаний свою продукцию привезли фирмы, поставляющие системы визуального контроля и печи для оплавления припоя.

С известными производителями систем оптического контроля, большей частью также европейскими и американскими, соседствовали небольшие компании, выставившие относительно недорогие изделия, как, например, устройство оптического контроля (рис. 7).

Рис. 7

Один из стендов демонстрировал целую линейку устройств для подготовки паяльной пасты, флюсов, красок и других мелкодисперсных растворов и взвесей (рис. 8). Данное событие интересно тем, что обычно фирмы представляют одну, максимум две модели, причем, как правило, недостаточно хорошо сбалансированных: при вращении с полукилограммовой банкой паяльной пасты они пытаются переместиться со своего первоначального места установки.
Небогатый выбор этой продукции на европейских и американских выставках объясняется небольшим спросом у производителей, хотя полезность устройств очевидна — достаточно представить себе 4–6 часов, необходимых для доводки паяльной пасты до необходимой температуры (после хранения в холодильнике), и дальнейший процесс ее перемешивания палочкой (за это время паста в открытой банке начинает активно окисляться, да и ручное перемешивание полезно разве что для успокоения нервов). Все это было наглядно продемонстрировано на плакатах и фотографиях на стенде фирмы.

Рис. 8.

Конечно же, в стенах выставки нашлось место и для иллюстрации всем известной приверженности японцев к фотографированию окружающего их мира. Демонстрировались новые возможности видео для фиксирования практически всех процессов, которые происходят при работе оборудования, при перемешивании растворов и паст, оплавлении в ходе различных видов пайки и т. д. Соответственно, можно было видеть несколько стендов с оборудованием для различных видов видеосъемки — наиболее интересным нам показалось устройство, считывающее маркировку с быстро движущихся объектов, и прибор для съемки с большим увеличением на большом расстоянии — например, для фиксации процесса оплавления, где невозможно приблизить камеру вплотную к объекту съемки.

Конечно, такого большого количества оборудования для бессвинцовой пайки, какое можно увидеть в Европе, на этой выставке не было. Видимо, практичные производители юго-восточного региона не спешат откликнуться на призыв хитрых американцев и европейцев не паять со свинцом. Нам это движение напомнинает историю с фреоном, который с активной подачи США стали с воодушевлением изводить во всех странах, кроме самой Америки да еще России, как всегда, не успевающей за новомодными тенденциями Запада, и как правило, к своей же пользе. Через 10 лет ожесточенной борьбы со старыми холодильниками и лаками для волос, когда европейцы решили вплотную заняться своим здоровьем, те же американцы заявили, что озоновая дыра над Арктикой возникла, вероятно, не по вине фреонов! Видимо, стоит задуматься и над нынешними призывами к бессвинцовой пайке. Например, в одной только аккумуляторной батарее каждого автомобиля в мире не менее 20 кг чистого свинца, который никого не волнует…

Выставка еще раз убеждает в том, что японские производители жестко сориентированы на той продукции, изготовление которой у них получается лучше всех в мире (как, например, манипуляторы), а в том, в чем они не достигли первенства, предпочитают держать курс на товары производства других стран. Что ж, наверное, это разделение труда выгодно для всех.

Оценивая японскую выставку глазами российского посетителя, хочется отметить сугубо профессиональный подход к ее организации, уместную строгость оформления интерьера, не перегруженного высоченными стендами и множеством оголенных представительниц прекрасного пола. Хотя и в Big Sight-Tokyo присутствовал праздник, но в нужной пропорции.

После работы на выставке у нас оставалось несколько свободных дней, и мы воспользовались приглашением посетить фирму Yamaha и ее подразделение I-Pulse, расположенное рядом, в живописном предгорье, в двух километрах от тихоокеанского побережья.

Рис. 9

I-Pulse — полностью дочернее предприятие Yamaha — производит линейку манипуляторов и управляется членами совета директоров компании. О преимуществах нового продукта в ее списке— системы визуального контроля on-line — сами хозяева, по понятным причинам, говорят пока очень осторожно. Посещение завода (рис. 9) новых впечатлений не прибавило — картина, подобная аналогам в Европе и Америке: та же чистота и хорошая освещенность, те же чистые цеха с кондиционирован ным воздухом. Но встретилось и кое-что новое. Например, один из парадоксов кибернетической Японии — ручная доводка основных направляющих в приводе станков. Оказывается, довести точность направляющего рельса до 0,02 микрон можно только вручную, кропотливо обрабатывая его ручным инструментом. Поэтому самым ценным на производстве считается специалист по доводке точности, который отработал в области металлообработки более 50 лет. Нужно видеть выражение лица мастера во время работы — оно преисполнено гордостью и удовольствием от осознания собственной значимости (рис. 10). Интересно, чтопродукция, в изготовлении которой принимал участие этот суперспециалист, продается по обычной цене, а руководители I-Pulse «жаловались», что эти станки никогда не ломаются и поэтому заказчики подолгу не обновляют свой парк. Клейма мастер не ставит, как и изготовители самурайских мечей, считая, что в этой жизни их работу и так все узнают, а после смерти уже ничто не имеет значения.

Рис. 10

Интересно также было узнать, что на I-Pulse осуществляют большой — более 1000 компонентов — тестовый прогон и последующий кропотливый анализ точности работы каждого производственного станка с использованием сверхточных сканеров. Отчет о точности прилагается к техническому паспорту, второй его экземпляр хранится у производителя. Все эти, небольшие на первый взгляд, нюансы в условиях жесткой конкуренции и, в принципе, равных возможностей способны, по нашему мнению, сделать данную технику наиболее конкурентоспособной. Надеемся, что в ближайшее время она станет известна и на российском рынке.

И в заключение не могу не написать несколько строк об океане. Это было самое «энергетическое» место во всей нашей поездке. Стоишь на берегу, смотришь в безбрежную даль, и вдруг приходит мысль, что вон там, за краем Земли, наш Дальний Восток, а за этой маленькой полоской суши, которая называется Японией, одна вода, и заканчивается она уже только в Америке, где есть город Анахеим (рядом с Лос-Анджелесом), в этом городе тоже проходят выставки, и ты тоже был на одной из них два года назад. Что ж, получается, закончилось твое двухлетнее кругосветное путешествие — от выставки до выставки, земли дальше нет, и надо возвращаться домой.

И еще маленькая информация под занавес. Город, где находятся заводы Yamaha, Roland, I-Pulse и многие другие знаменитые мировые бренды, которые мы привыкли видеть на окружающих нас электронных устройствах и транспортных средствах, называется Хамаматсу. И славится этот город в Японии не вышеперечисленными техническими марками, а особенно вкусным угрем с рисом. Вот так! (рис. 11).

Рис. 11.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *