Анализ российского рынка печатных плат 2015
По нашим оценкам, в 2014 году объем потребления печатных плат российскими производителями электронной аппаратуры составил около $310 млн, увеличившись на 3% по сравнению с 2013 годом (рис. 1). Доля двухсторонних плат снизилась до 45% (рис. 2), а доля многослойных печатных плат достигла 41% и имеет тенденцию к росту.
За последние годы заметно вырос спрос на гибкие и гибко-жесткие платы. Доля этой продукции на рынке стала уже осязаемой и в 2014 году превысила 2%. Доля печатных плат на СВЧ-материалах составляет около 5% и также имеет тенденцию к росту.
Заказы единичного и мелкосерийного производства печатных плат составляют 31% от общего объема рынка в стоимостном исчислении, а вместе со срочным производством прототипов — 42%.
Доля российских производителей печатных плат — около 30% в стоимостном исчислении. Специализация российских производителей: заказы предприятий ВПК; срочное изготовление прототипов и малых серий, а также относительно простые платы для светотехники и автомобильной электроники.
В 2014 году заказы предприятий военной и аэрокосмической промышленности составили примерно 40% от общего объема рынка в стоимостном исчислении. В физических объемах их доля значительно меньше из-за высокой стоимости плат при производстве малыми партиями.
В первом полугодии 2015 года объем поставок импортных плат сократился более чем на 30% по сравнению с первым полугодием 2014 года. Объем продаж импортных плат в долларовом исчислении сократился соответственно при стабильных ценах на печатные платы китайского производства в долларах. В рублевом исчислении объем продаж импортных плат вырос примерно на 15% при снижении среднего курса рубля к доллару в первом полугодии 2015 года почти на 40%.
Интересно сравнить динамику рынка импортных печатных плат и рынка печатных плат российского производства. Что у нас с импортозамещением?
Объем продаж печатных плат российского производства вырос в первом полугодии 2015 года на 9%, при этом физические объемы производства сократились примерно на 5% при повышении цен примерно на 15% в рублях.
Если считать в деньгах, то можно зафиксировать, что доля российских производителей печатных плат на рынке сократилась. Однако это не будет отражать изменений в каналах поставок. Более корректно сравнивать изменение физических объемов поставок. Если объем поставок импортных плат сократился более чем на 30%, то объем поставок плат российского производства изменился не значительно (5% — это в пределах погрешности наших оценок). Таким образом, доля российских печатных плат в физических объемах заметно выросла. Это обусловлено двумя факторами: ростом доли предприятий ВПК на рынке заказчиков печатных плат, они преимущественно используют платы российского производства; расширением области ценовой конкурентоспособности российских производителей плат после девальвации рубля — при новом курсе доллара российские производители уже могут быть конкурентоспособными на рынке плат для среднесерийного производства.
Возможно дальнейшее расширение доли российских изготовителей после запуска новых производственных мощностей в ближайшее время. Ряд ведущих российских предприятий, занимающихся выпуском печатных плат, проводит глубокую модернизацию производств, и в 2015–2016 годах будут запущены новые мощности. Компания «Резонит» в начале года ввела в эксплуатацию новый завод печатных плат под Клином и постепенно расширяет его технологические возможности и увеличивает загрузку. В этом году ожидается запуск завода печатных плат в Дубне (проект холдинга «Связь Инжиниринг), который станет крупнейшим по производственным возможностям в России.
Уровень загрузки российских производств печатных плат различается очень сильно. Почти все, кто работает на конкурентном рынке, имеют высокую загрузку. Как правило, такие предприятия загружены в 2–3 смены. Производства, работающие на внутренние потребности отдельных компаний или холдингов, имеют неполную загрузку в одну смену, хотя по оснащенности порой не уступают ведущим зарубежным производителям.
Идея создания центров производственных компетенций, о которых заявляют на каждом высоком совещании, вырождается, поскольку каждый холдинг и крупное предприятие ВПК создают свои собственные центры компетенций. Вместо того чтобы использовать возможности компаний, уже доказавших свою состоятельность в производстве плат, они затрачивают сотни миллионов рублей на закупку импортного технологического оборудования, а потом не знают, где найти людей, чтобы его оживить, и где найти заказы, чтобы его загрузить.
По оценкам компании «Резонит», подтвержденным другими производителями, около 45% в себестоимости наиболее востребованных двухсторонних печатных плат занимают базовые материалы. В основном используются материалы импортного производства, и это приводит к повышению цен на российские платы при изменении курса доллара. Для развития российского производства базовых материалов внутренний рынок слишком мал. При имеющихся объемах потребления себестоимость российских материалов будет значительно выше импортных. Выход может быть в экспортоориентированной стратегии производства базовых материалов и в развитии большого внутреннего рынка за счет серийного изготовления аппаратуры гражданского назначения. Пока, к сожалению, ни для того, ни для другого предпосылок не создается.
В 2015 году мы прогнозируем сокращение российского рынка печатных плат на 17%, если во втором полугодии не будет серьезных экономических потрясений. При текущей промышленной и финансовой политике (не декларативной, а реальной) восстановление рынка печатных плат в объемах 2014 года можно ожидать не раньше 2017-го. Однако если от деклараций государство перейдет к принятию решений в интересах российских производителей электронной аппаратуры, то рынок может начать расти с 2016 года, и потенциал роста у него большой.
Содержание полного отчета исследования российского рынка печатных плат доступно на сайте.
База производителей печатных плат доступна по ссылке.