Российская электроника на пути к посткризисному прорыву

№ 11’2009
PDF версия
По мнению многих экспертов, «дно» кризиса уже пройдено; впереди — новый подъем. Радиоэлектронная отрасль, пройдя испытания экономических катаклизмов, имеет возможности для нового рывка. Как говорили древние, Per aspera ad astra — «Через тернии к звездам!»

Как известно, глобальный финансово-экономический кризис не миновал ни одной страны и ни одной отрасли. Исключением в этом отношении не стала и российская электронная промышленность.

Как сообщил на VIII всероссийской научно-практической конференции «Радиоэлектронные технологии: состояние и перспективы развития» директор Департамента радиоэлектронной промышленности Мин-промторга Владимир Минаев, с началом экономического кризиса объемы оборонного заказа в радиоэлектронике уменьшились примерно на 10%. Выпуск продукции гражданского назначения сократился еще сильнее. Исключением стало только производство средств связи (выросшее на 11%) и оборудования для ТЭК (рост 10%). Господдержка отрасли на общую сумму более 7 млрд рублей, по словам В. Минаева, смогла лишь отчасти нивелировать влияние кризиса.

В то же время, по мнению многих экспертов, помимо очевидных проблем, кризис принес российской экономике и некоторые плюсы. Главный из них — уход с рынка компаний, которые выпускали и поставляли устаревшую, малоэффективную продукцию, были не способны обеспечить должное качество, испытывали проблемы с менеджментом, да и просто «случайных попутчиков». Если в период экономического роста все они как-то «держались на плаву», то сейчас, с обострением конкуренции, они покинут рынок. Тем самым они расчистят дорогу производителям и поставщикам современного, надежного, эффективного оборудования и комплектующих. Эти компании способны даже в кризис думать не только о выживании, но и о развитии, выводя на рынок наиболее интересные и с технологической, и с экономической точки зрения решения. Причем «сильнейшие» в данном случае не означает «самые крупные» или «самые известные».

Право на титул лидеров отрасли получат наиболее эффективно работающие компании, умеющие приспосабливаться к текущей ситуации и оперативно реагировать на изменяющиеся потребности рынка — как старейшие и известные, так и молодые, энергично выходящие на рынок фирмы. Как показывает мировая практика, каждый кризис зажигает новые звезды на экономическом небосклоне.

Обещает продолжить в будущем поддержку электронной промышленности и государство. Как сообщил вице-премьер Сергей Иванов на заседании военно-промышленной комиссии, в 2010 г. государственный оборонный заказ увеличится на 8% по сравнению с 2009 г. и достигнет примерно 1,15 трлн рублей. А премьер-министр России Владимир Путин, представляя на заседании правительства бюджет страны на 2010 г., отметил: «Бюджет сохранит свою роль важнейшего инструмента стимулирования и модернизации экономики. Будет продолжено выполнение программ развития инфраструктуры, создания инновационных производств. В целом по данному направлению предусматриваются средства в объеме 1,6 трлн рублей». В частности, по словам премьер-министра, 240 млрд рублей будет направлено на программы поддержки высокотехнологичных отраслей производства, в том числе на Федеральную космическую программу — 67,2 млрд рублей, Росатому — 53 млрд рублей, ГЛОНАСС — 27,9 млрд рублей, на развитие гражданской авиационной техники — 22,5 млрд рублей, программу цифрового телерадиовещания — 10,8 млрд рублей.

В то же время, как отметил В. Минаев, предприятиям отрасли не надо рассчитывать только на поддержку государства, нужно активизировать и собственную работу на рынке. «Почти половина критических технологий, определенных государством для поддержки, разрабатывается на предприятиях радиоэлектронной отрасли. Но прогресс сдерживается недостаточным развитием технологий, которые должны непрерывно обновляться», — подчеркнул он. Далее В. Минаев отметил: «Многие занимают выжидательную позицию. Но промедление в сегодняшних условиях губительно. Иностранные конкуренты, которые тоже ослаблены кризисом, вкладываются в инновации и получают преимущества».

Но очевидно, что недостаточно просто разработать качественный продукт — это только полдела; не менее важно грамотно представить его на рынке. Это правило тем более актуально в условиях не преодоленного еще до конца кризиса. В решении этой задачи неоспоримые преимущества имеет такой инструмент комплексного продвижения продукции на рынке, как специализированная выставка, безусловное первенство среди таких мероприятий в сфере радиоэлектронной промышленности принадлежит «ЭкспоЭлектронике».

Именно она стала традиционным местом ежегодной встречи ведущих производителей и поставщиков отрасли. Именно сюда лидеры привозят последние инновации, чтобы представить их партнерам и конкурентам. Именно здесь молодые активные компании могут заявить о себе отраслевому сообществу. Именно на ней потребители находят оптимальных поставщиков (в условиях ухода с рынка аутсайдеров и обострения конкурентной борьбы эта функция становится особенно важной). Наконец, именно здесь происходит профессиональное общение специалистов из России и многих стран мира, съезжающихся, чтобы обсудить проблемы отрасли, наметить пути их решения, ознакомиться с последними инновациями. Также в кризисной ситуации не менее существенную роль играет диалог представителей власти и бизнеса.

Это подтверждают данные опроса участников выставки 2009 года: установление новых деловых контактов (93,9%), презентация новой продукции и услуг (76,9%), поддержание имиджа компании (72,2%), получение информации о рынке (56,6%), стремление заявить о себе (41%). При этом порядка 90% участников отмечают, что в ходе «ЭкспоЭлектроники 2009» поставленные задачи были достигнуты.

Неслучайно поэтому председатель Федерального фонда развития электронной техники Анатолий Сухопаров отметил, что «участие и посещение выставок «Экспо-Электроника» и «ЭлектронТехЭкспо» представляет широкие возможности для демонстрации новых достижений компаний-производителей, ознакомления с планами и обмена мнениями о результатах работы в этой сфере».

Действительно, на выставке 2009 г., которая проходила, подчеркнем, в апреле — в самый пик кризиса, свои продукцию и услуги представили 406 компаний-участниц из 22 стран мира, в том числе Финляндии, Китая, Германии, Гонконга, США, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Великобритании, Сингапура, Франции и Малайзии. За 4 дня с экспозицией ознакомились почти 20 тысяч посетителей. Это были в основном руководители, менеджеры и технические специалисты компаний — производителей, поставщиков и потребителей радиоэлектронной продукции.

«Выставка, в первую очередь, — это отражение рынка. Сейчас особенно важно принимать участие в выставке, так как рынок меняется, и именно «ЭкспоЭлектроника» дает понимание, в каком направлении движется электронная промышленность», — подчеркнул руководитель отдела продаж ООО «МТ-систем» А. Сапелов. «ЭкспоЭлектроника» для нас — возможность показать большому количеству потенциальных клиентов новое производство и получить новых заказчиков», — добавляет директор центральной лаборатории завода «Эллипс» А. Чешуин. «Принимая во внимание общую экономическую ситуацию, наши ожидания от выставки этого года были не очень высоки. Но ни одно из наших опасений не оправдалось, и количество клиентов, которые посетили наш стенд, оказалось достаточно высоким, даже по сравнению с прошлым годом», — отмечает председатель совета директоров ГК «Диполь» Н. Ковалев.

Выставка 2010 г. обещает стать не менее, а может быть, и более значимой. По мнению многих экспертов, «дно» глобального кризиса уже пройдено; впереди — новый экономический подъем. Кто станет его лидерами, покажет выставка «ЭкспоЭлектроника 2010».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *