Что ищут на eFind.ru: анализ интересов аудитории

№ 7’2011
PDF версия
Мы продолжаем цикл статей, посвященных анализу российского рынка электронных компонентов на основе статистики поисковой системы eFind.ru. Поисковые запросы к eFind.ru представляют собой партномера ЭК, а результатом поиска является информация о наличии и стоимости данного компонента на российском рынке. С помощью анализа этих запросов можно исследовать спрос на ЭК на российском рынке. В статье приводятся данные о том, как менялись активность пользователей eFind.ru и их интересы за последнее время.

Активность аудитории

Год назад [1] мы отмечали существенный рост аудитории eFind.ru, начавшийся в конце 2009 года. И число уникальных посетителей сайта, и число производимых ими поисков начали превышать показатели аналогичных периодов предыдущих лет более чем на 30%. Мы связывали это с возникшими проблемами в поставках продукции некоторых производителей ЭК. Рост сроков поставки и allocation (нормированное распределение) привели к тому, что ранее работавшие цепочки поставок стали давать сбой. Многие потребители ЭК были вынуждены начать поиск новых поставщиков. На eFind.ru можно ознакомиться со складской информацией более чем 200 поставщиков ЭК, работающих на российском рынке. Задав поисковый запрос, касающийся определенного партномера, пользователь через несколько секунд получает информацию о наличии и ценах на данный электронный компонент. Это существенно упрощает работу закупщика, что, по нашему мнению, и вызвало повышение интереса к eFind.ru у тех, кто ранее им не пользовался.

В настоящее время рост посещаемости практически прекратился. И число уникальных посетителей (рис. 1), и число поисков (рис. 2) сейчас практически повторяют показатели годовой давности, причем по уникальным посетителям есть даже небольшая (примерно 5%) коррекция. Возможно, часть участников рынка более не видит необходимости в регулярном использовании eFind’а (например, решив возникшие проблемы или поняв, что в данном случае eFind.ru помочь не может). В то же время продолжается рост «ядра» аудитории (рис. 3). Это пользователи, которые пользуются eFind’ом каждую неделю в течение месяца. Также растет число запросов на уточнение условий поставки (request for quotation, RFQ), которые можно отправить с помощью специальной веб-формы, расположенной у нас на сайте (рис. 4). То есть, несмотря на некоторое снижение числа уникальных посетителей, число пользователей, регулярно использующих сервисы eFind’а в своей работе, продолжает расти.

Динамика   посетителей сайта eFind.ru

Рис. 1. Динамика ежемесячного числа посетителей сайта eFind.ru (по данным www.Liveinternet.ru)

Количество поисков в месяц на eFind.ru

Рис. 2. Количество поисков, производимых в месяц на сайте eFind.ru (по данным www.Liveinternet.ru)

«Ядро» аудитории eFind.ru

Рис. 3. «Ядро» аудитории eFind.ru, то есть посетители, бывающие на сайте каждую неделю в течение месяца (по данным www.Liveinternet.ru)

Число RFQ  eFind.ru

Рис. 4. Число RFQ (запросов, направленных на уточнение условий поставки), отправленных в месяц посетителями eFind.ru поставщикам ЭК

Интересы аудитории. Производители ЭК

За последний год мы достигли определенных успехов в систематизации сделанных пользователями поисков, в определении производителя и типа запрашиваемого электронного компонента. Наша база парт-номеров сейчас насчитывает почти 5 млн электронных компонентов от более чем 2000 производителей. С помощью этой базы мы определяем, компоненты каких производителей ищут чаще всего, а также по каким производителям чаще отправляют RFQ.

В таблице 1 приведены данные о наиболее популярных у пользователей eFind.ru производителях ЭК. Данные приводятся для пяти последних полугодий. На основе приведенных в таблице 1 данных можно сделать несколько выводов.

Таблица 1. Производители ЭК, по продукции которых чаще всего делались поиски и отправлялись RFQ (доли от общего числа поисков и RFQ,%)

Производители ЭК 2-е полугодие 2008 г. 1-е полугодие 2009 г. 2-е полугодие 2009 г. 1-е полугодие 2010 г. 2-е полугодие 2010 г. 1-е полугодие 2011 г.
Поиски RFQ Поиски RFQ Поиски RFQ Поиски RFQ Поиски RFQ Поиски RFQ
Rochester Electronics 15,7 12,4 13,7 14 13,5 13,1 11,8 13,5 12,1 10,9 13,6 10,2
Texas Instruments 4,3 4,7 3,8 4,6 4,2 5 3,9 6,6 3,9 5,1 4,4 3,7
Analog Devices 4,2 4,6 3,7 5 3,6 4,9 3 5,2 3,2 4,1 3,6 4,2
STMicroelectronics 3,3 4,4 3 4,2 3,1 3,3 2,8 3,7 3,2 3,8 3 4,1
ON Semiconductor 3,3 2,4 2,8 2,5 2,8 2,6 2,6 3,3 2,9 3,1 3 2,7
NXP 3,1 2,9 2,7 2,7 2,8 3,1 2,5 3,2 2,8 2,7 2,9 2,7
Fairchild 3 2,8 2,5 3 2,5 2,3 2,2 2,6 2,6 2,8 2,8 2,6
Maxim 2,8 2,7 2,4 2,8 2,3 2,5 1,9 2,5 1,9 2,7 2,6 2,4
Vishay 2,3 2,5 2,3 2,2 2,3 1,9 2,2 2,7 2,5 3,9 2,5 4,8
Atmel 2 2,8 2,1 2,5 2,2 3,4 2,4 5,2 3,1 7,6 2,5 3,3
National Semi 1,9 2,3 2,1 2,8 2,1 2,3 1,8 3,1 1,7 2,6 2,4 2,3
International Rectifier 1,6 1,8 1,5 1,7 1,6 1,8 1,5 2,6 1,6 2,9 2,3 2,5

Во-первых, интересно стабильное первое место Rochester Electronics (для тех, кто читал наши предыдущие отчеты, отметим, что этот производитель появился у нас в базе совсем недавно, поэтому ранее он в наших рейтингах не присутствовал). Эта компания занимается производством электронных компонентов, выпуск которых был прекращен другими производителями. Заметная доля таких запросов может говорить о том, что eFind’ом часто пользуются для того, чтобы закрыть потребность в ЭК, которую нельзя удовлетворить у официальных дистрибьюторов данной продукции, так как они зачастую не поставляют устаревшие или снятые с производства компоненты.

Во-вторых, в большинстве случаев имеется явная корреляция между числом поисков продукции определенного производителя и числом RFQ. Доля какого-то производителя в поисках примерно совпадает с долей этого производителя в RFQ, что вполне закономерно.

В-третьих, хотим обратить внимание на некоторые исключения из предыдущего вывода. В частности, на Atmel. Как мы отмечали ранее [2], взлет числа поисков продукции Atmel, начавшийся с первых месяцев 2010 года, был, скорее всего, обусловлен существенными проблемами по поставкам продукции этого производителя. В июне 2010 года начался allocation по продукции Atmel [3], из-за чего наибольшее количество поисков на eFind.ru осуществлялось по двум позициям — модулям памяти at45db и микропроцессорам atmega8. Рост числа поисков вполне ожидаемо привел и к росту числа RFQ. Но если относительная доля числа поисков (если сравнивать 1-й квартал 2009-го и 2-й квартал 2010-го) выросла примерно в 1,5 раза, то относительная доля Atmel в RFQ выросла почти в 3 раза! Сразу же отметим, однако, что в 2011 году популярность Atmel заметно снизилась.

Прокомментировать эту ситуацию можно на основании тех причин, по которым участники электронной отрасли используют eFind.ru. Аудитория нашего сайта состоит в основном из покупателей ЭК, которые ищут предложения по поставке требуемых им компонентов, и разработчиков РЭА, которые используют eFind.ru для оценки экономической целесообразности использования того или иного компонента. Запросы на уточнение условий поставки (RFQ) отправляет именно первая категория пользователей. Поэтому тот факт, что для Atmel доля RFQ выросла сильнее, чем доля поисков, свидетельствует о том, что прирост аудитории, которая ищет продукцию Atmel, произошел главным образом за счет закупщиков.

Аналогичная ситуация наблюдается и с компанией Vishay. Начиная со 2-го квартала 2010 года доля RFQ по Vishay существенно превышает долю числа поисков по этому производителю, что тоже может служить признаком того, что среди ищущих продукцию Vishay стало больше закупщиков. Согласно [3], в мае 2010-го сроки поставки у Vishay выросли до 40 недель. Возможно, именно это и послужило причиной резкого увеличения количества желающих купить продукцию Vishay.

Остальные компании из таблицы 1 не продемонстрировали какого-либо интересного поведения. Если же брать всех производителей, которые учтены в нашем анализе, то лидеры роста и падения относительного числа поисков приведены в таблице 2. Сравнивались данные за 1-й квартал 2010-го и 1-й квартал 2011-го. Приведены наиболее часто запрашиваемые производители, чья доля изменилась не менее чем в 1,5 раза.

Таблица 2. Производители, чья доля в общем количестве поисков изменилась сильнее всего

Компания I квартал 2010 г. I квартал 2011 г.
Intersil 0,31% 0,67%
Geyer Electronic 0,14% 0,22%
Ramtron 0,12% 0,19%
Glenair 1,37% 0,83%
Amphenol 0,94% 0,61%
3M 0,68% 0,45%

Интересы аудитории. Различные типы ЭК

Чтобы классифицировать интересы пользователей к различным типам ЭК, мы разбили имеющиеся в нашей базе компоненты на 24 группы. С полным списком групп можно ознакомиться, например, здесь [4]. В таблице 3 приведены данные о самых популярных группах компонентов для последних пяти полугодий. Оценивалось количество поисков и количество RFQ, относящихся к компонентам различных групп.

Судя по данным таблицы 3, интересы пользователей eFind.ru не претерпели существенных изменений. Каждый тип компонентов производят несколько примерно равнозначных (как правило) по популярности производителей, поэтому колебание количества поисковых запросов и RFQ по отдельным производителям не сильно сказывается на статистике группы ЭК в целом. Исключениями являются группа ЭК «Память», у которой с начала 2010 года наблюдается явный рост относительного числа RFQ (благодаря Atmel), а также группа «Разъемы, соединители», доля поисков которой заметно упала (из-за падения числа поисков по Amphenol и Glenair). В этих группах указанные производители были или являются лидерами по запросам на eFind.ru, поэтому касающиеся их изменения заметно затронули и их группы тоже.

Таблица 3. Типы ЭК, по которым чаще всего делались поиски и отправлялись RFQ (доли от общего числа поисков и RFQ,%)

Типы ЭК 2-е полугодие 2008 г. 1-е полугодие 2009 г. 2-е полугодие 2009 г. 1-е полугодие 2010 г. 2-е полугодие 2010 г. 1-е полугодие 2011 г.
Поиски RFQ Поиски RFQ Поиски RFQ Поиски RFQ Поиски RFQ Поиски RFQ
Дискретные п/п устройства 9,7 13 9,4 12 9,1 10,8 8,7 12,3 9,8 13,9 10,4 13,5
Микросхемы управления питанием 8,8 11,8 8,8 13,3 9 12,9 8,2 12,1 8,4 11,2 9,4 9,9
Микропроцессоры и микроконтроллеры 5,9 6,9 6,1 7,2 6,4 8,1 6,5 10 7,1 9,5 6,6 6,9
Интерфейсы 4,7 6,3 4,9 4,7 4,8 6,8 4,4 5,3 4,3 4,1 5,2 4,6
Разъемы, соединители 4,7 3 4,7 3 4,5 3,3 5,6 2,7 4,9 2,4 4,4 3,9
Оборудование, инструменты 4,4 1,2 4,6 1,2 4,6 0,8 5,4 1,1 4,8 1,4 4,3 2,1
Линейные микросхемы 4,1 4,4 4,1 4,5 3,9 4,3 3,5 4,9 3,6 3,3 4,4 5,1
Источники питания 3,1 4 3 4,5 3,1 3,6 3 4,3 3 3,4 2,8 3,9
Оптоэлектроника 3,1 2,9 3,1 4 3,3 3,9 3,2 2,8 3,2 2,9 3 3
Память 2,7 2,8 2,6 3 2,5 2,7 2,4 3,7 2,8 5,8 2,5 4,6
Сенсоры, датчики 2,2 4,5 2 2,4 2 3 2,1 2,4 2 2,3 1,9 2,6
Логика 2,5 3,5 2,2 3,3 2,2 3,2 2,1 3 2,2 2,5 2,4 2,6
Системы разработки 2,4 0,7 2,7 1 2,7 0,8 2,6 1,1 2,1 0,7 2,2 0,6
Реле 1,2 2,1 1,2 2,4 1,3 1,9 1,4 1,9 1,5 3,6 1,6 3,9
ИС сбора данных 2,3 2,3 2,2 2,1 2,1 2,4 1,9 2,1 1,8 2,7 2 2,1

Заключение

На протяжении последнего года основной причиной изменения интересов аудитории eFind.ru оставались allocation и долгие сроки поставки у некоторых производителей ЭК. Эти проблемы привели к дальнейшему росту числа пользователей eFind.ru, а также к увеличению доли запросов, посвященных некоторым наиболее проблемным производителям.

Произошедшее в марте землетрясение в Японии, которое нарушило работу ряда заводов по производству ЭК, может стать тем событием, которое приведет к очередным существенным изменениям в активности пользователей eFind.ru. На данный момент прошло слишком мало времени, чтобы почувствовать эти изменения. В дальнейшем мы будем следить за развитием событий и представим читателям свои отчеты.

Литература

  1. Славгородский А. Российский рынок электронных компонентов: как его видит eFind.ru // Компоненты и технологии. 2010. № 7.
  2. Славгородский А. Анализ спроса на электронные компоненты с помощью статистики поисков на eFind.ru // Компоненты и технологии. 2010. № 10.
  3. http://allocationcomponents.blogspot.com/
  4. http://www.efind.ru/stats/reports/dec2010/#help

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *