Автокомпенсационная измерительная система повышенной точности
В теории измерений давно уже стало постулатом, что при оценке системы необходимо рассматривать ее точность, чувствительность, быстродействие и энергопотребление. Причем все четыре характеристики не только важнейшие: обязательным является их совместное рассмотрение (аддитивное). Согласно информационной теории измерительных устройств:
γ2×ηэ×Pt = 3,5×10–20 Дж, (1)
где γ — относительная погрешность; ηэ — энергетический КПД; Pt — энергия, потребляемая прибором в обмен на информацию [3].
Автокомпенсатор в простейшем виде имеет структуру, показанную на рис. 1. Схема состоит из следующих элементов:
- ЭС — элемента сравнения;
- УЭ — усилителя сигнала ошибки Δx;
- ИЭ — исполнительного силового элемента;
- КЭ — компенсационного элемента.
С точки зрения информационной теории информационный КПД ηq ≈ 16%, в то время как система прямого измерения, например вольтметр, имеет всего лишь ηq ≈ 5,8%. Преимущество очевидно, и это хорошо знают инженеры, применяя в ответственных системах автокомпенсационные самопишущие приборы [2].
Если быть очень придирчивым относительно получения высокой точности, то, анализируя структурную схему автокомпенсатора, можно заметить, что следящая система имеет зону нечувствительности, и она всегда работает. При малых входных сигналах его проходная характеристика имеет характер пропорциональной зависимости, и только где-то на уровне 0,2% от динамического диапазона она насыщается, и двигатель начинает отрабатывать величину x. Снизить зону нечувствительности можно, но система становится неустойчивой. Количество получаемой от прибора информации составляет:
q = 9,3+(lgPt)/2. (2)
Корректирующие цепи усложняют систему, а снижение коэффициента обратной связи резко снижает быстродействие.
В этой работе мы предлагаем, не нарушая условие (1), повысить точность автокомпенсационной системы.
Любой специалист знает, что наибольшая погрешность измерительных систем присуща при малых входных сигналах — в начале шкалы, а автокомпенсационная система работает в нормальном режиме всегда в начале динамического ее диапазона, то есть при аддитивных и мультипликативных погрешностях. Причем, как видно на рис. 1, это астатическая система второго порядка, и ее динамическая ошибка равна 0 при отслеживании ẍ. Но в режиме малых сигналов: именно в режиме нормальной работы автокомпенсационной системы двигатель не может отслеживать сигнал из-за «пропорционального» участка характеристики усилителя. Эта зона нечувствительности ИС равна обычно 0,2–0,5% от динамического диапазона.
Суть нашего предложения заключается в следующем: в зоне нечувствительности (зоне пропорционального участка характеристики усилителя) следует применить импульсное управление следящей системой. Это позволит увеличить мощность управления, согласно теоретическим исследованиям, в 1014 раз. Это фантастическая величина, но нам это и не нужно. У нас трудность другого плана — бесконечно малый сигнал на входе усилителя. Выход здесь таков: нужно применить схему преобразования входной величины (рис. 2).
Отличие нашего решения от всех других следующее: малое значение х преобразуется мостом М1 в малое же напряжение, под действием которого между мостами протекает уравнительный ток Iу, направление которого определяется знаком разности потенциалов YAB–YCD. Эту разность потенциалов увеличиваем на статистическом усилителе — потенциометре Rп — до значения, когда схема преобразования напряжения в импульсы (рис. 3) будет работать «комфортно» [4].
При повышении напряжения на ТД значение М в точке Е ВАХ «перескакивает» в точку F характеристики, при этом ток также скачком меняется на резисторе Rп от значения N до значения L. Сигнал на входе усилителя У (рис. 2) скачком меняется до уровня насыщения, двигатель отрабатывает RК до нулевого уровня FТД, точка М (рис. 3) уходит вниз, ток скачком уменьшается от точки L до точки N и т. д. На Rб получим напряжение диода.
На рис. 4 Т — период, tU — длительность управляющих импульсов, tU/Т — скважность. Мощность поступающего на вход электрического сигнала увеличивается в Т/tU раз, то есть на несколько порядков, так как при перескакивании точки Е в точку F ВАХ диода будет определяться быстродействием следящей системы.
Сложность реализации заключается в следующем: в зоне нечувствительности трудно создать UТД, равное UМ, на ВАХ диода. Здесь на помощь приходит М2, резистором R0 которого создаем противоток на Rб таким образом, чтобы при необходимом значении x (нуль нашей шкалы) рабочая точка на ВАХ диода была максимально приближена к точке М [1].
Эта подстройка нуля у прибора, так же как подстройка чувствительности, осуществляется резистором RК и делителем Rб.
Порог энергетической чувствительности, равный:
Cэ = γ2×ηэ×Pt, (3)
можно подстроить с помощью Rб и соответствующей характеристики туннельного диода (скважности).
Вывод. При малых входных сигналах энергетический порог чувствительности приборов, определяемый соотношением (2), становится меньше уровня термодинамического шума 3,5×10–20 Дж, и здесь никакие измерения приборами невозможны. Использование импульсного управления и методики его реализации позволяет на несколько порядков увеличить мощность входного сигнала, обеспечивая как условие (2), так и уровень энергетического порога чувствительности.
- Дыхта В. А., Самсонюк О. Н. Оптимальное импульсное управление с приложениями. М.: Физматлит, 2000.
- Котченко Ф. Ф. Следящие системы автоматических компенсаторов. Л.: Недра, 1965.
- Новицкий П. В. Основы информационной теории измерительных устройств. Л.: Энергия, 1968.
- http://tte-info.ru/crystal-diode/tunnel-diode.html