Обзор возможностей источников питания AMETEK по тестированию авиационного оборудования
Введение
Господствующее положение Boeing и Airbus на рынке пассажирских самолетов сформировалось в девяностых годах двадцатого века и связано в первую очередь с крупными слияниями и поглощениями в аэрокосмической промышленности, а также с изменениями в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе, которые нарушили экономические связи предприятий аэрокосмической промышленности бывших стран так называемого соцлагеря.
На данный момент лишь в сегменте узкофюзеляжных самолетов конкуренцию Boeing и Airbus составляют бразильский Embraer и канадский Bombardier, а самолеты других стран находятся на стадии мелкосерийной сборки (как, например, Sukhoi Superjet 100) или проектируются (это касается, прежде всего, пассажирских самолетов китайских авиапроизводителей).
Таким образом, для производителей оборудования летательных аппаратов, в частности авионики, важны стандарты для сетей электропитания, которые устанавливают для своих самолетов компании Boeing и Airbus, а также способы проверки оборудования на соответствие этим стандартам.
Описание стандартов в отрасли авиастроения
Большая часть оборудования, разрабатываемого для эксплуатации на летательных аппаратах (ЛА) на коммерческих линиях, должна удовлетворять нормам по электропитанию, описанным в электротехнических разделах следующих стандартов: RTCA-DO160; тесту на соответствие требованиям и стандартам Boeing — 787B3-0147; тестам на соответствие требованиям и стандартам Airbus — AMD‑24, ABD0100.1.8, A350/ABD0100.1.8.1. В статье дана оценка каждому из этих тестов исходя из общедоступной информации.
RTCA-DO160 — стандарт Радиотехнической комиссии в аэронавтике (RTCA) и Европейской комиссии по оборудованию гражданской авиации (EUROCAE), регламентирующий нормы для оборудования ЛА в части воздействия температуры, воздействия температурных колебаний, молниезащиты, воздействия обледенения, воздействия оплавления, параметров электропитания, пыле- и пескозащиты такого оборудования и т. д. [1].
Стандарт 787B3-0147 базируется на документе, выпущенном Boeing под названием «787 Качество электроэнергии и требования разработки» (787 Electrical Power Quality and Design Requirements), и касается требований к электропитанию оборудования одного из самых популярных широкофюзеляжных самолетов, эксплуатируемых в мире, — Boeing 787 Dreamliner. На данный момент произведено 354 самолета этой модели, что составляет около 10% мирового парка широкофюзеляжных самолетов.
AMD‑24 — стандарт, регламентирующий параметры радиотехнических систем ЛА и их компонентов, в том числе систем электропитания. Актуальной является версия Е от 10.08.2011 г. [2].
ABD0100.1.8, A350/ABD0100.1.8.1 представляют собой стандарты электропитания для авиационного оборудования самолетов Airbus A350 и Airbus A380.
Из-за процессов унификации и интеграции некоторые параметры, установленные в данных стандартах, пересекаются по своим значениям, поэтому целесообразна комплексная проверка разрабатываемого оборудования по всем доступным испытательным методикам, указанным в стандартах.
Описание особенностей оборудования для тестирования
К оборудованию для тестирования и его программному обеспечению предъявляется ряд требований, таких как компактность, универсальность, простота восприятия ПО пользователем, возможность сохранять результаты тестов в удобных популярных форматах для последующей обработки. Кроме того, тестовое оборудование должно поддерживать комплекс тестов по указанным в предыдущем разделе стандартам.
В таблице приведены дополнительные опции оборудования AMETEK, осуществляющего тестирование по вышеуказанным стандартам [3].
Наименование стандарта |
Режим работы |
Ревизия стандарта |
Опция источника iX series |
Опция источника Compact iX |
Опция источника MX series |
Опция источника Ls/Lx series |
---|---|---|---|---|---|---|
RTCA-DO160 |
AC-режим |
С |
× |
× |
× |
-160 |
D |
-160 |
-160 |
-160 |
-160 |
||
Euro/14D |
-160 |
-160 |
-160 |
-160 |
||
Chng2 |
× |
× |
× |
-160 |
||
E |
-160 |
-160 |
-160 |
-160 |
||
|
F |
× |
× |
-160 |
× |
|
DC-режим |
С |
× |
× |
× |
× |
|
D |
-160 |
-160 |
-160 |
|||
Euro/14D |
-160 |
-160 |
-160 |
|||
Chng2 |
× |
× |
× |
|||
E |
-160 |
-160 |
-160 |
|||
Стандарт Boeing 787B3-0147 |
AC-режим |
A |
-B787 |
-B787 |
-B787 |
-B787 |
B |
-B787 |
-B787 |
-B787 |
-B787 |
||
C |
-B787 |
-B787 |
-B787 |
-B787 |
||
DC-режим |
A |
-B787 |
-B787 |
-B787 |
× |
|
B |
-B787 |
-B787 |
-B787 |
|||
C |
-B787 |
-B787 |
-B787 |
|||
Стандарт Airbus AMD-24 |
AC-режим |
C |
-AMD |
-AMD |
-AMD |
-AMD |
DC-режим |
C |
-AMD |
-AMD |
-AMD |
× |
|
Стандарт Airbus ABD0100.1.8 |
AC-режим |
D |
-ABD |
-ABD |
-ABD |
-ABD |
E |
-ABD |
-ABD |
-ABD |
-ABD |
||
DC-режим |
D |
-ABD |
-ABD |
-ABD |
× |
|
E |
-ABD |
-ABD |
-ABD |
|||
Стандарт Airbus A350/ABD0100.1.8.1 |
AC-режим |
B |
-A350 |
-A350 |
-A350 |
-A350 |
DC-режим |
B |
-A350 |
-A350 |
-A350 |
× |
Использование оборудования AMETEK PROGRAMMABLE POWER для тестирования
Для проверки оборудования на соответствие стандартам для любого тестируемого образца оборудования (далее — ТО) должна быть выполнена следующая последовательность действий:
- Подключение ТО к источнику питания.
- Выбор правильного соответствующего режима работы ТО (AC Mode или DC Mode), однофазный или трехфазный режим.
- С помощью графического интерфейса должны быть заданы номинальная частота и напряжение.
- Необходимо включить питание системы тестирования. Данная операция может быть осуществлена позднее или автоматически после запуска тестирования.
- Далее следует открыть экран Avionics Control Option из меню Applications или нажать соответствующий значок на панели инструментов.
- Выбор соответствующего варианта теста или, в случае пропуска данного пункта, использование выбранного по умолчанию варианта теста.
- Выбор правильной категории Power Group Test.
- Выбор теста из таблицы, отображаемой в нижней части экрана Power Group Test, осуществляется нажатием на строку. Нужная строка будет выделена.
- Далее нужно перейти на вкладку Test Control (средняя вкладка в верхней части экрана).
- После проверки последовательности испытаний в таблице на экране управления необходимо нажать кнопку Start для запуска теста.
- Оператору следует тщательно следить за экраном и ТО.
- По окончании теста, который может быть прерван в любое время нажатием кнопки Abort, необходимо выбрать вкладку EUT Performance Measurements (правая вкладка в верхней части экрана).
- После нажатия Meas Update будет произведен цикл измерений. Кнопка находится в верхней центральной части экрана. Это может занять продолжительное время.
- Для просмотра данных, полученных с ТО, необходимо использовать вкладки, расположенные в верхней части вкладки EUT Performance Measurements (Parameters, Waveforms, Curr Graph и Curr Spectrum). Любые отклонения от нормы можно увидеть на вкладке наблюдения, расположенной на экране Parameters. Вся информация будет включена в протокол испытаний.
Возможности ПО позволят сохранить данные испытаний в файл и распечатать его, а при необходимости запустить тестирование снова.
Заключение
Статья знакомит читателей со стандартами, устанавливаемыми регулирующими органами и авиапроизводителями для организаций, выпускающих оборудование для самолетов. Кроме того, в статье описано оборудование, позволяющее осуществить тестирование по указанным стандартам с широким функционалом по формированию выходной отчетной документации. Это позволяет говорить о том, что с помощью одного источника питания со специально установленным программным обеспечением возможно проведение тестирования сразу по нескольким стандартам. Кроме того, благодаря имеющимся встроенным функциям источников питания данное оборудование позволяет автоматизировать процесс с возможностью удаленного контроля.