ЭкспоЭлектроника 2006: новый этап
Прошедшую в апреле девятую по счету международную выставку «Экспо-Электроника», сопряженную с близкой по теме выставкой «ЭлектронТехЭкспо», на шаш взгляд, можно считать неким этапом, вехой в развитии выставочного бизнеса на компонентном рынке. «ЭкспоЭлектроника» была первой, таковой и осталась во всех смыслах. Число прошедших с 1998 года профессиональных выставок по электронной тематике позволяет уже делать некие выводы, более или менее объективно анализировать, примечать тенденции, чем мы и занялись в ноябре прошлого года.
Оговорюсь, что и «ЭкспоЭлектронику» и «ЭлектронТехЭкспо» нам (да и всем, думаю) удобней рассматривать как одно мероприятие, и называть его все-таки проще «ЭкспоЭлектроникой». После переезда выставки в «Крокус Экспо» большинство экспонентов констатировали сокращение числа посетителей на своих стендах по сравнению с прошлым годом. Можно списать это на большие площади самого современного в Москве выставочного комплекса, где люди просто рассредоточились по залам, стендам и широким коридорам «Крокус Экспо». Впрочем, логика подсказывает, что посетителей было все же меньше, чем в прошлом году. Это связано, в первую очередь, с расположением новой площадки — уж больно неудобно пока добираться до «Крокус Сити». Некоторые экспоненты выражали свое недовольство по этому поводу, другие говорили, что таким образом были отсечены «случайные гости». Несмотря на все это, следует признать, что «Крокус Экспо» сегодня — лучшая площадка для организации такого мероприятия, как «ЭкспоЭлектроника» — как в плане инфраструктуры, так и по многим другим показателям. В каком-то смысле, деваться некуда. При этом, учитывая отсутствие в ближайшей перспективе решения транспортной проблемы вокруг «Крокус Сити», организаторам выставки следует по-новому взглянуть на вопрос привлечения посетителей. В современных условиях работать по-старому вряд ли получится, и «Примэкспо» должна осваивать новые технологии для популяризации «ЭкспоЭлектроники». Надеемся, руководством компании будут сделаны выводы. Проблемы с посещением весенней выставки дают новые козыри осеннему конкуренту — выставке «ЧипЭКСПО». Будет интересно посмотреть, как одноименная компания-организатор воспользуется очередным шансом.
Для нашего издательства эффективность можно оценить в основном по двум показателям — интересу посетителей, как потенциальных потребителей издания, и контактам с потенциальными партнерами журналов — авторами и рекламодателями. Что касается первого показателя, то по сравнению с прошлым годом налицо ощутимый провал: на стенд пришло заметно меньше интересующихся, и журналов было реализовано на треть меньше, при том, что спектр изданий, предлагаемых нами, за год расширился. Что же касается контактов, то их было больше, особенно за счет большого числа иностранцев, приехавших на выставку.
Кстати, об иностранцах. На выставке появились целые «этнические кварталы» — Германия, Корея, Тайвань, Китай (плюс отдельно Гонконг), большие площади были взяты глобальными дистрибьюторами Arrow, Spoerle, а также игроками поменьше, например, Rutronic. По мнению некоторых экспонентов, прирост площадей иностранных участников и некое смещение внимания организаторов выставки в их сторону не позволяет отнести «ЭкспоЭлектронику» к явлениям, направленным на развитие отечественной электроники. Хотя, на наш взгляд, это спорное мнение. Активный выход иностранцев на наш рынок разве не является признаком развития отечественной индустрии? При этом, крупные локальные дистрибьюторы в основном перестали наращивать площади — примерно в тех же границах остались стенды «Элтех», «ПетроИнТрейд», «ЭФО», а кое-кто заметно урезал свои стенды («Компэл», «Платан» и «Симметрон»). Интересно, сохранится ли эта ситуация, или же площади локальных игроков станут сокращаться? На последней выставке основной прирост площадей произошел за счет иностранцев, а также за счет компаний, ориентированных на рынок оборудования и материалов для производства печатных плат и монтажа компонентов.
Есть мнение, что некоторые местные дистрибьюторы ЭК намерены полностью переключиться на осеннюю «ЧипЭКСПО». Таким образом, конкуренция между двумя основными выставками может происходить по следующему сценарию: «ЭкспоЭлектроника» становится в большей степени международной выставкой — событием, собирающим вокруг себя все больше зарубежных участников, что вполне естественно для «Примэкспо» — компании со стопроцентным зарубежным капиталом. Кроме того, составляющая «ЭлектронТехЭкспо» будет расти. В этом году число компаний, представляющих оборудование и материалы для производства печатных плат, выросло на 50% по сравнению с прошлым. Что касается экспонентов, представляющих оборудование и материалы для монтажа компонентов, а также промышленную мебель, то на «ЭкспоЭлектронике-2006» их выставлялось около сорока — всего на несколько участников больше, чем на прошлогоднем шоу. Экспоненты из перечисленных выше двух групп, что участвовали в обеих выставках, увеличили свои выставочные площади в среднем на 15%. Выставка «ЧипЭКСПО» может быть сориентирована в большей степени на отечественных дистрибьюторов и производителей ЭК, что подтверждается предварительным списком участников выставки, размещенным на сайте выставочной компании (http://chipexpo.chipexpo.ru/to_biblio/index.htm).
Посмотрим, как все это будет реализовываться осенью. Цыплят, как известно, именно в это время года считают. Кстати, на мюнхенской выставке Electronika, также традиционно проходящей осенью, ожидается заметное увеличение числа экспонентов из России. В этот раз мы не останемся в стороне от основного события мировой электронной индустрии и поделимся нашими впечатлениями с читателями непосредственно из Мюнхена.