Демократичная технология CAN

№ 3’2003
PDF версия
4-6 февраля 2003 года в Москве проходила Вторая Международная школа-семинар «Сеть CAN-bus и связанные с ней информационные технологии» и выставка «CAN-Tech'2003». Организаторы этого мероприятия - Международная ассоциация «CAN in Automation» и ее российские участники. Школа-семинар собрала более 100 участников из Москвы (56% участников), Санкт-Петербурга, Киева, Харькова, Ростова-на-Дону, Саратова, Таганрога, Томска, Калининграда, Рязани, Тулы, Челябинска, Смоленска, Омска, Обнинска, а также городов Московской области: Дубны, Зеленограда, Коломны, Фрязино, Протвино, Черноголовки, Сергиева Посада. В работе школы-семинара приняли участие представители 55 различных компаний и государственных ораганизаций производственной и научной сферы деятельности. Среди участников были преподаватели, аспиранты и студенты ведущих российских ВУЗов: МГУ им.Ломоносова, МГТУ им.Баумана, МАИ, МЭИ, МИФИ. На школе-семинаре присутствовал и выступил с докладом основатель и директор CAN-CiA г-н Хольгер Целтвангер (Holger Zeltwanger). Мы воспользовались этой возможностью и встретились с ним, чтобы больше узнать об организации CAN-CiA, о ее целях и планах. Кроме того, был еще один повод: не так давно CAN-CiA отметила десятилетний юбилей своего существования.
основатель и директор CAN-CiA г-н Хольгер Целтвангер (Holger Zeltwanger)

— Пожалуйста, несколько слов об истории CAN. Когда была разработана промышленная сеть CAN?

— Все началось в 1982 году. Это был внутренний проект немецкой компании Robert Bosch GmbH по разработке новой последовательной сети для применения в легковых автомобилях.

В 1986 году CAN-протокол был официально опубликован, а в 1989 году фирма Intel выпустила первую микросхему с CAN-контроллером. Впервые CAN-сеть была использована в машинах фирмы Daimler Benz в 1992 году.

В настоящее время во всех европейских автомобилях применяется шина СAN, за исключением автомобилей «Лада». Мы ожидаем, что в ближайшие 2–3 года и США, и весь Дальний Восток, включая Японию и Корею, будут применять CAN в своих автомобилях.

В 1990 году CAN начали также применять и в других областях, таких, как текстильная промышленность, лифты-подъемники и др.

Фактически 80% всех выпускаемых микросхем с CAN-интерфейсом приходится на автомобильную промышленность — это, безусловно, основное направление. Сегодня в мире ежегодно продается 3 млн CAN-чипов.

 

— Речь идет о легковых автомобилях?

— Нет, это любые машины. Все типы транспортных средств: грузовики, сельскохозяйственные машины, автобусы, погрузчики.

 

— А как распределяются оставшиеся 20%?

— Медицинское оборудование, промышленность, морская электроника, банковское оборудование для работы с кредитными картами, торговые автоматы.

 

— Разрабатываются какие-либо новые, перспективные области применения CAN-технологии?

— Да, конечно, например, бытовая техника, игровые автоматы. Фактически любое приложение, в котором необходимо общаться между собой, по крайней мере, двум микроконтроллерам, является кандидатом на применение CAN-сети.

Все 30–40 мировых производителей микроконтроллеров сегодня реализуют CAN-технологию в своих микросхемах, несколько тысяч компаний производит устройства, совместимые с CAN.

 

— Расскажите об истории создания организации CAN-CiA?

— В 2002 году CAN-CiA отметила 10-летие своей деятельности. Эту организацию я основал как частное лицо, идея создания и принципы ее деятельности принадлежат персонально мне. CAN-CiA изначально являлась международной некоммерческой и неприбыльной организацией, поэтому у меня нет личного финансового интереса в этом деле.

Всю работу я начинал у себя дома, так как в то время был редактором в техническом журнале. Именно работая в журнале, я написал статью о CAN-технологии, и эта технология понравилась мне своей демократичностью — каждый узел сети CAN имеет одинаковые права говорить и слушать. Через меня проходило большое количество данных и материалов, посвященных CAN, и я обнаружил, что никто не продвигает эту технологию с нейтральных позиций. Даже Bosch, владелец этого протокола, в то время очень удивился, что появился какой-то инициатор создания подобной организации для пользователей CAN. И только через 5 лет существования Bosch вступил в CAN-CiA.

Первыми членами CAN-CiA стали 8 компа-ний: 6 западногерманских и по одной из Великобритании и Швейцарии. Достаточно быстро вступила голландская компания Philips.

К концу первого года в рядах CAN-CiA было уже 70 организаций.

Первые 2 года я посвящал работе, связанной с CAN-CiA, всего лишь несколько часов в день в силу загруженности и нехватки свободного времени. Потом встал вопрос выбора — совмещать все уже не получалось.

Сегодня в штаб-квартире CAN-CiA работают 9 секретарей, в состав организации входит более 400 компаний по всему миру. Одна из наших главных задач — оставаться нейтральными, я имею в виду, что все члены CAN-CiA равны в своих правах, все получают одинаковую поддержку, независимо от страны, будь то Индия, Россия, КНР или США.

 

— Какие компании могут стать участниками и кому можно посоветовать вступить в вашу организацию?

— Практически любая как коммерческая, так и некоммерческая компания или университет может стать членом CAN-CiA.

Потенциальными участниками CAN-CiA нам видятся фирмы, заинтересованные в стандартизации каких-либо технических решений на основе сети CAN. Кроме того, можно посоветовать вступить в нашу организацию тем, кто хочет осуществлять совместные маркетинговые мероприятия в области CAN, то есть создаются маркетинговые группы в разных странах и по интересам, и по направлениям деятельности.

Мелкие и средние компании, которые являются пользователями CAN, не имеют достаточных ресурсов для проведения маркетинговых исследований в мировом масштабе и работ по поддержанию столь большого набора спецификаций, поэтому их мы тоже считаем перспективными участниками CAN-CiA.

Я сам являюсь членом комитета, отвечающего за международную стандартизацию протокола CAN и, помимо этого, состою еще в дюжине других комитетов, где представляю интересы членов CAN-CiA в области стандартизации. Таким образом, я защищаю интересы членов CAN-CiA в этих комитетах.

 

— На какую информационную либо техническую поддержку может рассчитывать участник CAN-CiA?

— У нас есть сайт, доступный всем (www.can-cia.de), и на этом же сайте есть закрытая область информации — только для членов CAN-CiA.

Проведение семинаров в разных странах курируется бизнес-комитетом, который решает, будет семинар бесплатным для участников (соответственно, он будет оплачен из членских взносов CAN-CiA) или нет. Например, в Германии мы проводим только платные семинары, то же самое относится ко всем развитым европейским странам. А в США семинары бесплатные — это связано с тем, что США не относятся к развитым странам в плане использования и развития CAN.

Буквально неделю назад я вернулся из Индии, где мы провели приблизительно такого же плана, как и в России, два семинара — в одном из них участвовало 55 человек, а во втором — порядка 80.

Мы издаем раз в квартал журнал «CAN Newsletter» и всегда интересуемся у членов CAN-CiA — есть ли у них интересная информация для печати. Я все-таки продолжаю работать редактором, никуда от этого не деться. Журнал распространяется бесплатно, причем получать его могут и не члены CAN-CiA. Для этого необходимо просто заполнить подписную форму. В данном вопросе мы также придерживаемся демократических принципов.

 

— Как обстоят дела в России, сколько участников CAN-CiA в России?

— До 2002 года в России было 4 члена CAN-CiA: «Дэйтамикро» (Таганрог), «ЭлеСи» (Томск), «Марафон» (Москва), «Текон» (Москва). В прошлом же году мы провели первый семинар, в этом году состоялся второй семинар. У нас достаточно активно действующая маркетинговая группа в России.

Мы планируем проведение выездных школ-семинаров в крупных российских городах.

На сегодняшний день вступили в CAN-CiA такие российские компании, как «Тритон Электроникс» (Екатеринбург), «Фаствел» (Москва), «Уникам» (Москва).

Во время проведения первого семинара в России мы почувствовали просто интерес к теме CAN, в этом году было задано очень много технических вопросов, которые показывают, что люди за год прочитали и усвоили немало литературы.

Также я обнаружил достаточно много готовых чрезвычайно сложных систем, созданных российскими членами CAN-CiA, но я считаю это только небольшой частью большой игры, которая разгорается здесь, в России. Мое ощущение таково, что в самом ближайшем будущем многие компании примут для себя решение — использовать CAN или не использовать.

 

— Какова процедура и порядок вступления в CAN-CiA?

— Новый потенциальный участник (им может быть и частное лицо) может связаться напрямую со мной по электронной почте, можно найти информацию на веб-сайте. Если речь идет о новых российских участниках CAN-CiA, то им я бы посоветовал контактировать через наших российских представителей, например, через компанию «Марафон».

Для вступления новому участнику достаточно заплатить годовой членский взнос, причем размер взноса определяется исходя из количества сотрудников компании. Этот вопрос находится в рассмотрении Генеральной Ассамблеи организации, которая устанавливает и фиксирует размеры этих взносов.

Члены CAN-CiA дают поручения секретариату и решают между собой, каким образом их членские взносы будут расходоваться.

Поэтому я не знаю, что будет происходить с этими деньгами, так как следующая Ассамблея и сами члены CAN-CiA могут решить тратить их как-то по-новому.

 

— Поддерживает ли CAN-CiA какие-либо профильные образовательные программы на базе вузов, университетов?

— Нет, но если члены CAN-CiA дадут мне такое поручение, согласятся потратить свои членские взносы и разрешат мне потратить на это время, то, безусловно, я сделаю это.

Еще раз повторю, что CAN-CiA — организация, управляемая исключительно ее участниками. Механизмы для решения подобных задач у CAN-CiA есть.

 

— Была ли для вас неожиданной, новой, интересной какая-то информация относительно применения CAN в России во время проведения семинара?

— Я всегда удивляюсь. Может, это больше относится к истории прошлого года — я не мог себе представить, что российские железные дороги планируют применять CAN.

Также я не ожидал, что уже есть достаточно много готовых продуктов и изделий с использованием CAN на рынке России, например, то, что предлагает компания «Марафон».

Конечно, это не очень широкий диапазон, который охватывает не всю промышленность.

 

— Как вы можете оценить перспективы CAN в России на ближайшие несколько лет?

— К сожалению, я не могу заглянуть в будущее, я не оракул. Дать серьезный ответ на этот вопрос мне сложно.

Все зависит от того, как быстро вы примете решение. И мое личное мнение, что вы должны спешить принимать решение.

 

— А если говорить о Европе?

— Если говорить о Европе, то в области встроенных приложений CAN — это уже состоявшийся факт и основное решение. Западная Европа обгоняет весь остальной мир в этом вопросе лет на пять.

 

— Какие страны, с вашей точки зрения, наиболее активны в плане применения CAN-технологии и являются потенциальными пользователями, если не рассматривать Западную Европу?

— На подходе сейчас США, скорее всего, потом будет Япония, Восточная Европа и Юго-Восточная Азия. По моему мнению, Россия принадлежит к восточноевропейским странам.

 

— Что бы вы могли пожелать читателям нашего журнала?

— Я надеюсь, что они рассмотрят CAN-технологию как кандидата, позволяющего решить их технические проблемы и задачи, и если CAN удовлетворяет их требованиям, то я буду счастлив оказать поддержку в этом вопросе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *