ATMEL: микроконтроллеры для автопрома
Для применения в автомобильной промышленности ATMEL выпускает высокотемпературные версии контроллеров. На рис. 1 представлена информация о выпускаемых и готовящихся к выпуску «автомобильных» AVRконтроллерах.
Следует отметить, что это не «отобранные» стандартные кристаллы, а микросхемы с вновь разработанной топологией. Первыми «автомобильными» AVRконтроллерами c диапазоном рабочих температур 40…+125 °C стали ATtiny45 и ATmega88. В настоящее время выпускается более 10 типов контроллеров, а вышеназванные доступны в исполнении до +150 °C. Теперь эти микросхемы можно размещать в автоматических коробках передач и непосредственно на двигателе для обработки информации от датчиков и управления впрыском. Все «автомобильные» AVRмикроконтроллеры соответствуют стандарту
ISOTS16949 и прошли сертификационные испытания по нормам AECQ100.
ATMEL выпускает четыре градации «автомобильных» AVRконтроллеров, отличающиеся максимальной рабочей температурой:
- Grade 3: 40…+85 °C, индекс в названии микросхемы Т;
- Grade 2: 40…+105 °C, индекс в названии микросхемы Т1;
- Grade 1: 40…+125 °C, индекс в названии микросхемы Z;
- Grade 0: 40…+150 °C, индекс в названии микросхемы Т2.
Основные параметры микросхем приведены в таблице.
Название | Статус | Flash, кбайт | EEPROM, байт | SRAM, байт | Число вх./вых. | Интерфейс LIN | Интерфейс UART/USART | Интерфейс USI | Интерфейс SPI | Таймеры, 8 бит | Таймеры, 12/16 бит | Каналы ШИМ | Число входов АЦП | Макс. частота, МГц | Тип корпуса | Температурный диапазон, °C |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ATtiny24 | P | 2 | 128 | 128 | 12 | S | 1 | USI | 1 | 1 | 4 | 8 | 16 | MLF20/SOIC14 | 40…+125 | |
ATtiny25 | P | 2 | 128 | 128 | 6 | S | 1 | USI | 2 | 4 | 4 | 16 | MLF20/SOIC8 | 40…+125 | ||
ATtiny44 | I | 4 | 256 | 256 | 12 | S | 1 | USI | 1 | 1 | 4 | 8 | 16 | MLF20/SOIC14 | 40…+125 | |
ATtiny45 | P | 4 | 256 | 256 | 6 | S | 1 | USI | 2 | 4 | 4 | 16 | MLF20/SOIC8 | 40…+125 | ||
ATtiny84 | P | 8 | 512 | 512 | 12 | S | 1 | USI | 1 | 1 | 4 | 8 | 16 | MLF20/SOIC8 | 40…+125 | |
ATtiny85 | P | 8 | 512 | 512 | 6 | S | 1 | USI | 2 | 4 | 4 | 16 | MLF20/SOIC8 | 40…+125 | ||
ATmega48 | P | 4 | 256 | 512 | 23 | S | 1 | 1+USART | 2 | 1 | 6 | 8 | 16 | TQFP/MLF32 | 40…+125 | |
ATmega88 | P | 8 | 512 | 1K | 23 | S | 1 | 1+USART | 2 | 1 | 6 | 8 | 16 | TQFP/MLF32 | 40…+150 | |
ATmega164P | P | 16 | 512 | 1K | 32 | S | 2 | 1+USART | 2 | 1 | 6 | 8 | 16 | TQFP/MLF44 | 40…+125 | |
ATmega168 | P | 16 | 512 | 1K | 23 | S | 1 | 1+USART | 2 | 1 | 6 | 8 | 16 | TQFP/MLF32 | 40…+150 | |
ATmega324P | P | 32 | 1K | 2K | 32 | S | 2 | 1+USART | 2 | 1 | 6 | 8 | 16 | TQFP/MLF44 | 40…+125 | |
ATmega328P | I | 32 | 1K | 2K | 23 | | 1 | 1+USART | 2 | 1 | 6 | 8 | 16 | TQFP/MLF32 | 40…+125 | |
ATmega644P | P | 64 | 2K | 4K | 32 | S | 2 | 1+USART | 2 | 1 | 6 | 8 | 16 | TQFP/MLF44 | 40…+125 | |
ATmega16M1 | I | 16 | 1K | 2K | 32 | H | 1 | 1 | 1 | 1 | 6+4 | 11 | 16 | TQFP/QFN32 | 40…+150 | |
ATmega32C1 | I | 32 | 1K | 2K | 32 | H | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 11 | 16 | TQFP/QFN32 | 40…+150 | |
ATmega32M1 | I | 32 | 1K | 2K | 32 | H | 1 | 1 | 1 | 1 | 6+4 | 11 | 16 | TQFP/QFN32 | 40…+150 | |
ATmega64C1 | I | 64 | 2K | 4K | 32 | H | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 11 | 16 | TQFP/QFN32 | 40…+150 | |
ATmega64M1 | I | 64 | 2K | 4K | 32 | H | 1 | 1 | 1 | 1 | 6+4 | 11 | 16 | TQFP/QFN32 | 40…+150 | |
ATmega169P | I | 16 | 512 | 1K | 54 | | 1 | 1+USI | 2 | 1 | 4 | 8 | 16 | TQFP/QFN64 | 40…+125 | |
AT90CAN32 | P | 32 | 1K | 2K | 53 | S | 2 | 1 | 2 | 2 | 6+2 | 8 | 16 | TQFP/MLF64 | 40…+125 | |
AT90CAN64 | P | 64 | 2K | 4K | 53 | S | 2 | 1 | 2 | 2 | 6+2 | 8 | 16 | TQFP/MLF64 | 40…+125 | |
AT90CAN128 | P | 128 | 4K | 4K | 53 | S | 2 | 1 | 2 | 2 | 6+2 | 8 | 16 | TQFP/MLF64 | 40…+125 |
Изготовители современных автомобилей добавляют в свои новые модели различные электронные системы для повышения удобства и безопасности эксплуатации. Каждая такая система управляется микроконтроллером, который принимает и обрабатывает информацию от датчиков и выдает команды на соответствующие двигатели и соленоиды. Эти периферийные контроллеры связаны с центральным компьютером посредством бортовой сети. Наиболее распространенной бортовой сетью является CAN (Controller Area Network). На самом деле, в автомобиле приходится использовать две сети, первую для обслуживания ответственных узлов, таких как антиблокировочная система или подушки безопасности, и вторую для работы с сервисными системами климатконтролем или освещением в салоне. Использование высокоскоростной шины CAN, поддерживающей режим multimaster, во втором случае не является оптимальным решением. Здесь находит применение шина LIN (Local Interconnect Network).
Микроконтроллеры с шиной CAN ATMEL выпускает практически во всех сериях AT89, AT90, AT91, также запланирован выпуск CANконтроллера в серии AVR32. Первые AVRмикроконтроллеры с шиной CAN это AT90CAN128. Они имеют на кристалле Flashпамять объемом 128 кбайт, оперативную память 4 кбайта, а также богатый набор цифровой и аналоговой периферии. Внешняя шина адреса/данных позволяет подключать к контроллеру дополнительные устройства, а также увеличивать объем оперативной памяти. Позднее ATMEL выпустила еще два контроллера, имеющие такой же корпус, но меньший объем памяти.
LIN дешевая низкоскоростная шина (скорость 20 кбит/с), использующая для межсоединений однопроводную линию связи. Микроконтроллеры с шиной LIN появились в линейке продукции ATMEL сравнительно недавно. Это объясняется тем, что обмен по шине LIN в AVRмикроконтроллерах можно организовать, используя интерфейс UART или USI и внешний LINтрансивер ATA6660 или ATA6662. Структурная схема представлена на рис. 2.
В современном автомобиле многие устройства могут управляться по интерфейсу LIN. Ниже неполный перечень:
- прием данных от датчиков;
- фары;
- стеклоочистители;
- люк;
- дверные модули;
- климатконтроль;
- электрорегулировка кресла;
- заряд аккумулятора и т. д.
Стратегия ATMEL в области применения LINинтерфейса выпуск микросхем повышенной степени интеграции, причем как со стороны Masterустройства, так и со стороны Slaveустройств. На рис. 3 в графическом виде показана тенденция к увеличению степени интеграции периферийных LINмикросхем.
Из диаграммы видно, что старшие микросхемы ATA6823/33/34, системные базовые кристаллы (LIN System Basic Chip, SBC) включают даже драйвер для прямого управления внешними полевыми транзисторами.
На основе кристалла SBC, микросхемы ATA6624 и кристалла AVRмикроконтроллера ATmega88/168 ATMEL выпустила микросхему класса «системавкорпусе» (SystemInPackage, SIP) ATA6612/6613. Эта микросхема упакована в корпус QFN48 и представляет собой компактное законченное однокристальное решение для создания типового LINузла.
Структурная схема ATA6612/13 представлена на рис. 4.
В 2008 году ATMEL выпустила новую группу контроллеров для автомобильного применения ATmega32M1/ATmega32С1. Эти контроллеры наряду с интерфейсом CAN имеют аппаратный LINинтерфейс, что позволяет использовать их в системах управления моторами по интерфейсу CAN и LIN. Микросхема ATmega32M1 интересна тем, что содержит многоканальный ШИМконтроллер с тремя парами комплементарных выходов, а это позволяет непосредственно управлять трехканальным драйвером трехфазного бесколлекторного двигателя постоянного тока, например ATA6834. На рис. 5 показана схема построения системы управления бесколлекторным двигателем постоянного тока на основе ATmega32M1 и ATA6834.
- Общие технические характеристики ATmega32M1/ATmega32C1:
-
- аппаратный LIN/UARTконтроллер с подстройкой частоты;
- аппаратный контроллер CAN;
- интерфейс SPI Master/Slave;
- 8разрядный таймерсчетчик;
- 16разрядный таймерсчетчик;
- 10разрядный АЦП, 120 ksps 11 одиночных входов/3 дифференциальных входа;
- 10разрядный ЦАП;
- термодатчик;
- четыре аналоговых компаратора;
- корпус QFN32 и QFP32;
- диапазон рабочих температур 40…+150 °C.
- Специальные технические характеристики ATmega32M1:
-
- 12разрядный ШИМконтроллер;
- ФАПЧумножитель до 64 МГц;
- шесть комплементарных ШИМвыходов;
- защита от сквозного тока;
- синхронизация с ADC;
- быстрый аварийный останов.
Типовые применения ATmega32M1 включают практически все автомобильные системы с электромоторами вентиляторы охлаждения двигателя, вентилятор кондиционера, бензонасосы, масляные насосы, управление положением сидений, управление стеклоподъемниками и люком.
Не остаются в стороне от автомобильных приложений и 32разрядные AVRмикроконтроллеры. Один из уже выпускаемых контроллеров, AT32UC3A0512 прошел сертификацию для автоприменений, и целая линейка AVR32контроллеров готовится к проведению сертификации. На рис. 6 представлена информация о выпускаемых и готовящихся к выпуску «автомобильных» контроллерах AVR32 семейств UC3A и UC3B.
Таким образом, корпорация ATMEL предлагает весьма широкий выбор электронных компонентов для использования в экстремальных условиях, в частности, в автомобильных применениях. На смену выпускающимся в течение долгого времени 4разрядным микроконтроллерам MARC4 приходят более скоростные и высокоинтегрированные 8 и 32разрядные кристаллы и модули. Наращивание номенклатуры «автомобильных» контроллеров подтверждает серьезность намерений ATMEL расширить свои позиции на мировом рынке автомобильной электроники.
Литература
- Материалы семинара ATMEL в ЛасВегасе, апрель 2008 года.
- Описания микросхем и примеры их использования, www.atmel.com
- Королев Н., Шабынин А. Архитектура AVR: развитие вширь и вглубь. Часть 1 // Компоненты и технологии. 2007. № 2.
- Русскоязычные материалы по теме: www.argussoft.ru/atmel, www.argussoft.ru/as-tools