Микромеханические датчики Analog Devices iMEMS: эволюция продолжается

№ 6’2005
Около 15 лет назад фирма Analog Devices пришла на рынок автомобильных систем безопасности со своими уникальными акселерометрами iMEMS (integrated Micro Electro Mechanical System — интегральные микро) электромеханические системы). Акселерометры iMEMS были созданы на основе новой технологии, суть которой — совмещение на одном кристалле микромеханических подвижных датчиков со схемами обработки сигналов. За годы развития семейство акселерометров расширялось, появились акселерометры для работы в разных динамических диапазонах — как для малых, так и для больших значений ускорения. Сейчас они применяются для измерения положения, параметров движения, угла наклона, измерения силы ударов и вибрации в различных устройствах.

Около 15 лет назад фирма Analog Devices пришла на рынок автомобильных систем безопасности со своими уникальными акселерометрами iMEMS (integrated Micro Electro Mechanical System — интегральные микро) электромеханические системы). Акселерометры iMEMS были созданы на основе новой технологии, суть которой — совмещение на одном кристалле микромеханических подвижных датчиков со схемами обработки сигналов. За годы развития семейство акселерометров расширялось, появились акселерометры для работы в разных динамических диапазонах — как для малых, так и для больших значений ускорения. Сейчас они применяются для измерения положения, параметров движения, угла наклона, измерения силы ударов и вибрации в различных устройствах.

В 2003 году семейство датчиков iMEMS пополнилось микромеханическими гироскопами ADXRS. Гироскопы — датчики угловой скорости ADXRS150 и ADXRS300 представляют собой интегральные однокристальные приборы [2].

Сегодня фирма Analog Devices предлагает самый широкий выбор интегральных полупроводниковых акселерометров и гироскопов, предназначенных для различных систем. Они обладают высокой точностью, малым энергопотреблением и малыми размерами.

Акселерометры и гироскопы серии ADIS

Сегодня фирма Analog Devices представляет новую линейку инерционных датчиков — гироскопы и акселерометры серии ADIS.

Акселерометры и гироскопы серии ADIS являются результатом развития линейки акселерометров ADXL и гироскопов ADXRS. Основное отличие датчиков серии ADIS заключается в наличии встроенной схемы оцифровки сигнала и последовательного интерфейса SPI, посредством которого осуществляется считывание цифрового кода, а также управление режимами работы датчиков и их калибровка. Таким образом, датчики серии ADIS более удобны в применении при наличии управляющего микроконтроллера.

Таблица 1. Акселерометры

Гироскопы серии ADIS предназначены для таких применений, как системы стабилизации платформ, стабилизации изображений, инерциальные измерительные системы.

Таблица 2. Гироскопы — датчики угловой скорости

Линия датчиков ADIS будет развиваться в сторону повышения степени интеграции и точности.

Более подробно о новых представителях семейства инерционных датчиков iMEMS

ИС ADIS16003 — это недорогой малопотребляющий интегральный двухосевой акселерометр с цифровым последовательным интерфейсом типа SPI. В микросхеме имеется встроенный датчик температуры, доступ к показаниям которого осуществляется также через интерфейс SPI. ИС ADIS16003 измеряет ускорение в диапазоне ±1,7g (тип.). (Здесь и далее g = 9,8 м/с2 — ускорение свободного падения, соответственно мg = 9,8410–3 м/с2, мкg = 9,8410–6 м/с2). Акселерометр ADIS16003 измеряет как динамическое ускорение (например вибрацию), так и статическое (гравитацию). Типичное приведенное значение плотности шума составляет 110 мкg/√Гц, что позволяет обрабатывать сигнал ускорения величиной менее 2 мg в полосе 60 Гц.

ADIS16003 (Рис. 1)

Рис. 1. ADIS16003

Полоса рабочих частот акселерометра устанавливается при помощи конденсаторов CX и CY на выводах XFILT и YFILT. Выбор двух аналоговых входных сигналов осуществляется посредством входа DIN.

Внешний вывод ST (self-test) позволяет осуществлять автотестирование акселерометра; в этом режиме осуществляется электростатическое возбуждение чувствительного элемента датчика переменным напряжением. Энергопотребление датчика составляет около 1,4 мА при напряжении питания 3–5,25 В. Акселерометр ADIS16003 выпускается в корпусе LGA размером 7×7×3,6 мм с 12 выводами.

Позиционируется ADIS16003 для применения в промышленных системах контроля вибрации и перемещения, системах стабилизации платформ, в качестве двухосевых датчиков угла наклона (инклинометров), устройствах отслеживания и регистрации перемещений, системах безопасности и сигнализации.

Микросхема ADIS16100 представляет собой интегральный датчик угловой скорости (гироскоп), реализованный на основе технологии iMEMS, обладающий функциональной законченностью и низкой стоимостью. Он обеспечивает измерение угловой скорости и передачу данных через последовательный интерфейс SPI. Значение цифрового кода, доступного через интерфейс SPI, пропорционально угловой скорости вращения гироскопа вокруг оси, направленной по нормали к верхней поверхности корпуса. Посредством внешнего дополнительного резистора осуществляется установка коэффициента преобразования. С помощью внешнего конденсатора можно уменьшить ширину полосы обрабатываемого сигнала. С помощью интерфейса SPI также осуществляется доступ к встроенному температурному датчику, посредством которого можно реализовать алгоритм компенсации температурного дрейфа параметров. Имеется два входа для оцифровки аналоговых сигналов. Напряжение встроенного опорного источника также доступно через внешний вывод.

ADIS16100 (Рис. 2)

Рис. 2. ADIS16100

Два цифровых входа автотестирования позволяют электромеханически возбуждать датчик и осуществлять поверку работоспособности датчика и цепей обработки сигналов.

Гироскоп ADIS16100 выпускается в корпусе LGA с размерами 8×8×5 мм, работает при температуре от –40 до 125 °C.

Микросхема ADIS16201 представляет собой полнофункциональный цифровой двухосевой акселерометр/инклинометр, реализованный на основе технологии iMEMS и имеющий встроенные средства обработки сигналов, что позволяет получить функциональность в сочетании с низкой стоимостью.

ADIS16201 (Рис. 3)

Рис. 3. ADIS16201

Цифровой код, соответствующий величине ускорения или углу наклона, доступен через интерфейс SPI микросхемы. Чувствительность и смещение калиброваны при производстве, но эти параметры можно изменитьони доступны через цифровой интерфейс.

Параметры цифрового фильтра и его АЧХ также можно варьировать.

Имеется возможность установить уровень срабатывания пороговой системы сигнализации.

Микросхема имеет возможность переходить в режим пониженного энергопотребления, что позволяет экономить энергию при низких частотах обработки сигнала. Имеется доступ к встроенному датчику температуры.

Функция автотестирования, управление которой осуществляется через интерфейс SPI, позволяет электромеханически возбуждать оба датчика и тестировать их работу. Имеется также ЦАП с внешним выходом и 4-разрядный порт ввода/вывода, с помощью которых можно реализовать управление внешними схемами.

Позиционируется ADIS16201 для применения в системах стабилизации и выравнивания механических систем, устройствах регистрации перемещений, системах безопасности и сигнализации.

Акселерометр ADIS16201 и выпускается в корпусе типа LGA размером 9×9×4 мм и работает в температурном диапазоне от –40 до 125 °C.

Литература

  1. http://www.analog.com/iMEMS
  2. Алексей Власенко. Интегральные гироскопы iMEMS— датчики угловой скорости фирмы Analog Devices // Электронные компоненты. 2003. № 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *