Кластер-территория кооперации и развития

№ 3’2010
PDF версия
В настоящее время в России формируется кластерная политика. Ее цель — создание центров новой экономики: высококонкурентных кластеров, стимулирующих кооперацию и развитие инновационной деятельности. Соответствующие инициативы, предложения, рекомендации и указания уже генерируются Министерством экономического развития, региональной властью и Администрацией Президента. На всех уровнях признается исключительное значение частной инициативы в развитии кластеров, но тогда участие бизнеса необходимо и в формировании кластерной политики…

«… Нежелание заниматься политикой не освобождает от ее результатов»

Отто фон Бисмарк

В настоящее время в России формируется кластерная политика. Ее цель — создание центров новой экономики: высококонкурентных кластеров, стимулирующих кооперацию и развитие инновационной деятельности. Соответствующие инициативы, предложения, рекомендации и указания уже генерируются Министерством экономического развития, региональной
властью и Администрацией Президента. На всех уровнях признается исключительное значение частной инициативы в развитии кластеров, но тогда участие бизнеса необходимо и в формировании кластерной политики… В феврале в интервью газете «Ведомости» Владислав Сурков, первый замруководителя Администрации Президента, зампредседателя комиссии по модернизации, представил идею создания русской Кремниевой долины и планы по развитию высокотехнологичных кластеров. По словам Суркова, эта идея принадлежит Дмитрию Медведеву: 31 декабря Президент распорядился сформировать рабочую группу по этому проекту.

Основные вопросы этого интервью были связаны не столько с описанием будущей русской Кремниевой долины, а с оценкой текущей промышленной политики и общими подходами к формированию новой промышленной и кластерной политики. Ниже приведены некоторые обобщения автора и цитаты из интервью.

Оценка существующей промышленной политики со стороны Администрации Президента весьма критическая:

  1. Признается низкая эффективность созданных ранее институтов развития новой экономики — особые экономические зоны, технопарки, «Роснано», венчурная компания и др.
  2. Неспособность госкорпораций и государственных холдингов возглавить инновационное развитие.
  3. Неспособность государства самостоятельно, без участия бизнеса, формулировать квалифицированный заказ на инновации.

Приведем несколько цитат из интервью Владислава Суркова:

«Больших результатов пока нет. Кое-где уже точно не будет — вместо технопарков образовались обычные офисные центры, просто недвижимость, никакого движения. Есть отдельные выдающиеся ученые. Есть интересные изобретения. Но в экономическом масштабе это ничто».выдающиеся ученые. Есть интересные изобретения. Но в экономическом масштабе это ничто».

«Созданы институты развития — «Роснано», венчурная компания и проч., — у них задачи ровно те же. Но их работа либо только разворачивается, либо недостаточно масштабирована».

«На комиссии по модернизации Минфин показывал, что преференции давно есть — таможенные, налоговые. В принципе, много чего можно добавить. Но многое уже есть. Тот же коэффициент 1,5 для налоговых вычетов по расходам на НИОКР. Эта льгота существенная, действует во многих странах. Но у нас почему-то не работает. Более того, до недавнего времени никто даже не удосужился проверить, работает ли она».

Таким образом, государство, создав разнообразные институты развития, предложив налоговый режим, субсидирование и прочие инструменты поддержки инновационных компаний, не видит, кому все это нужно, кто может возглавить инновационное развитие. Владислав Сурков признает, что в предыдущие годы бюрократия, взяв реванш за ситуацию 1990-х, почти полностью подавила частную инициативу, без которой инновации невозможны.

Поэтому сейчас важнейшей задачей является «извлечение из общества позитивной созидательной энергии», «объединение сил государства и бизнеса в конструктивном сотрудничестве для общего блага». Пересматривается роль государства в промышленной политике: «Мы хотим, чтобы возник органический заказ на инновации. Государство может быть лишь стимулирующим элементом, средством понуждения к инновациям. Компании не должны это воспринимать как оброк, десятину. Пусть делают то, что считают полезным в первую очередь для себя. Пусть каждая крупная компания выберет свое направление и создаст кластер, и в нем возникнут такие отношения, которые будут порождать инновационный продукт и приводить к его коммерциализации». Это принципиально отличается от роли государства-администратора, исполнение которой мы наблюдаем сегодня.

Можно критиковать идею иннограда (инновационного города) как территориально обособленного комплекса временного проживания, предполагаемые механизмы привлечения инвестиций, направления развития и многие другие составляющие. А можно не критиковать, но увидеть во всем этом вызов — принципиальный вопрос: готов ли сегодня российский бизнес участвовать в формировании высокотехнологичных кластеров? Если да, то выбор направлений, подходы к развитию кластеров, планы должны стать результатом предстоящей совместной работы. И начинать эту работу нужно в отраслевых ассоциациях.

Так, в конце прошлого года Ассоциацией производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) была разработана Стратегия развития электронной отрасли до 2025 года. По сути, это коллективный заказ членов ассоциации на отраслевую политику государства. Благодаря тому, что этот документ прошел согласование не только внутри ассоциации: в его доработке приняли участие руководители более 40 компаний, не входившие в состав ассоциации и представляющие все сегменты отрасли, то можно говорить об этой стратегии, как о заказе на промышленную политику со стороны всего отраслевого бизнес-сообщества. Разработка обсуждаемых здесь планов развития кластеров является продолжением, уточнением стратегии до конкретных проектов. Если в стратегии показаны инструменты развития отрасли, то кластеры — это центры приложения усилий, ключевые объекты промышленной политики.

Большое значение имеет согласование понятий, связанных с кластерной политикой. Необходимо их уточнение, исходя из современной организации бизнеса.

Традиционно в экономике принято называть кластерами сконцентрированные на некоторой территории группы взаимосвязанных компаний.

Теория конкуренции кластеров сформировалась более 20 лет назад, на заре эпохи информационных технологий. Тогда территориальная близость предприятий рассматривалась как необходимое условие для эффективных коммуникаций и сразу была возведена в определяющий признак кластера. Именно поэтому за формирование и развитие кластеров традиционно, и не только в России, отвечают региональные власти. С точки зрения индустриальной экономики, основанной на управлении материальными потоками, это абсолютно оправданно: для материалоемких производств требуется организация транспортной и складской инфраструктуры, перенос на территорию кластера производства крупногабаритных комплектующих и т. д. Но для современной инновационной экономики разделение предприятий на кластеры по территориальному признаку не будет способствовать увеличению синергии, наоборот, во многом будет ограничивать возможности.

Сегодня территория кластера — это область высокого уровня кооперации и конкуренции. Современные кластеры включают в себя как территориально близкие, так и территориально удаленные предприятия, объединенные общими проектами, знаниями, опытом взаимодействия и культурой отношений. То есть определяющими признаками становятся эффективность взаимодействия и общие стратегические планы. Безусловно, при таком подходе значительно усложняются задачи распределения мер государственной поддержки. Но ведь попытки подогнать бизнес под удобные для администрирования особые экономические зоны не привели к успеху, значит, нужно настраивать процедуры и институты управления в соответствии с естественными потребностями инновационных компаний. И здесь для взаимодействия с государством бизнесу нужно активно задействовать ассоциации и саморегулируемые организации (СРО).

В принципе, кластеры не имеют четких границ. Границы кластеров все время находятся в движении; в зависимости от состояния рынка и задач кластер может в значительной степени переформировываться. В связи с этим большое значение приобретает определение ядра кластера — инициаторов создания, ответственных за стратегию его развития. Это должны быть высококонкурентные, в электронике — обязательно экспортоориентированные компании. Такие компании задают уровень требований ко всем участникам кластера и стимулируют их развитие. Масштаб деятельности ядра кластера должен значительно превосходить средний отраслевой. Когда множество предприятий обеспечивают деятельность и развитие одного или нескольких крупных производителей конечной продукции, то все участники такого кластера получают возможность использовать эффект большого масштаба деятельности. Появляются благоприятные условия для появления успешных старт-апов: за счет эффективных коммуникаций в кластере инновации быстрее внедряются в конечной продукции и широко распространяются на рынке за счет большого масштаба деятельности кластерообразующих компаний.

Наверное, читатели уже начали перебирать в памяти российские компании электронной отрасли, способные стать ядром кластера в области их специализации. И, наверное, не нашли ни одной, которая соответствовала бы по всем параметрам.

Собственно в этом и заключается основная сложность — идентификация и развитие существующих кластеров и создание новых.

В настоящее время разработку кластерной политики ведет Министерство экономического развития (МЭР). Так, МЭРом разработаны рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. 16 июля 2009 года создана Межведомственная рабочая группа по выработке государственной политики в сфере развития предпринимательской деятельности в территориальных кластерах. В состав этой комиссии вошли представители всех регионов России, представители Минэкономразвития, госкорпораций и ряда консалтинговых компаний.

В соответствии с рекомендациями МЭРа региональными властями оперативно были выпущены приказы и распоряжения о создании и поддержке кластеров. Сформирована база данных кластеров по всем регионам России.

Согласно имеющейся у нас версии этой базы данных в Москве был зарегистрирован единственный кластер «Пром Сити Москва-Север» без списка организаций — участников кластера, все ссылки даны на администрацию города. В Московской области — кластер информационных технологий в Дубне, авиастроительный кластер в Жуковском, биофармацевтический кластер в Пущино (также без списка организаций — участников кластеров).

Зато в Смоленске создан «Инновационный технологический электронный кластер», в него вошли 8 приборостроительных предприятий и 4 учебных заведения, проведено учредительное собрание кластера, в базе данных даны ссылки на руководителей каждой компании. Судя по всему, это хороший пример самоорганизации и единственный официально зарегистрированный кластер электронной отрасли.

Но Смоленский кластер — это еще иллюстрация того, как формальный территориальный признак заслоняет собой суть кластера: общность стратегии развития, связанность предприятий крупными проектами, возможность консолидации инвестиций и закупок. Ведь создавшие кластер приборостроительные предприятия Смоленска работают на совершенно разных рынках, и их не объединяют производственные цепочки, то есть, по сути, это региональная ассоциация приборостроительных предприятий, а не кластер.

По мнению автора, настоящих кластеров в электронной отрасли России сегодня нет. Причина этого в том, что нет масштабных проектов развития, нацеленных на мировой рынок, нет проектов, которые могли бы консолидировать ресурсы десятков компаний отрасли, под которые можно привлекать значительные средства инвестиционных компаний, договориться с государством об инфраструктурной поддержке и особом экономическом режиме. Однако это не значит, что таких проектов не может быть или что их не могут представить российские компании. Но для разработки масштабных проектов развития, инициирующих создание кластеров, требуется участие многих компаний отрасли, участие государства, инвестиционных структур, консультантов.

С 7 по 9 апреля вместе с членами АПЭАП мы собираемся обсудить подходы к развитию кластеров и запустить разработку проектов — кластерных инициатив. В конференции примут участие представители ключевых министерств и инфраструктурных компаний. Мы приглашаем присоединиться к нам всех заинтересованных лиц — принять участие в конференции и в постоянной работе ассоциации.

Автор будет рад всем отзывам, предложениям и вопросам по теме кластеров. Присылайте их на адрес pokrov@sovel.org. Все материалы, на которые даны ссылки в этой статье, можно найти по адресу www.sovel.org/forum005.php.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *