Встроенные инструменты тестирования

№ 3’2009
PDF версия
Краткий обзор основных тенденций в применении встроенных инструментов тестирования и предпосылки разработки нового стандарта JTAG (IEEE P1687). Для отладки схем, подтверждения правильности их функционирования, поиска и диагностики неисправностей в современной электронике давно и широко применяется традиционная контрольно-измерительная приборы — осциллографы и логические анализаторы. Зондирование щупами этих измерительных приборов электронных устройств любого уровня — от интегральных схем до систем — на протяжении весьма длительного периода времени давало вполне приемлемые результаты. Следует, однако, отметить, что возрастание сложности схем и частот, на которых они работают, в геометрической прогрессии, наряду с одновременным и неуклонным сокращением размеров интегральных схем и уплотнением монтажа с обеих сторон многослойных печатных плат вызывают все более значительные сложности при физическом зондировании щупами контрольно-измерительных приборов. Действительным вызовом для новых поколений контрольно-измерительных приборов могла бы стать возможность наблюдения сигналов непосредственно в самом функциональном ядре интегральных схем, когда средства тестирования встраиваются в это ядро или размещаются между ним и контактами ввода/вывода (КВВ) на самом кристалле интегральной схемы. Такое встраивание инструментов тестирования в сложные СБИС является сегодня новой и весьма востребованной тенденцией электронной промышленности.

к. т. н., JTAG.TECT

amigo@jtag-test.ru

 

Краткий обзор основных тенденций в применении встроенных инструментов тестирования и предпосылки разработки нового стандарта IJTAG (IEEE P1687).

Для отладки схем, подтверждения правильности их функционирования, поиска и диагностики неисправностей в современной электронике давно и широко применяется традиционная контрольно-измерительная аппаратура (КИА) — осциллографы и логические анализаторы. Зондирование щупами этой аппаратуры электронных устройств любого уровня — от ИС до систем — на протяжении весьма длительного периода времени давало вполне приемлемые результаты. Следует, однако, отметить, что возрастание сложности схем и частот, на которых они работают, в геометрической прогрессии, наряду с одновременным и неуклонным сокращением размеров ИС и уплотнением монтажа с обеих сторон многослойных ПП вызывают все более значительные сложности при физическом зондировании щупами КИА. Действительным вызовом для новых поколений КИА могла бы стать возможность наблюдения сигналов непосредственно в самом функциональном ядре ИС, когда средства тестирования встраиваются в это ядро или размещаются между ним и контактами ввода/вывода на самом кристалле ИС. Такое встраивание инструментов тестирования в сложные СБИС является сегодня новой и весьма востребованной тенденцией электронной промышленности.

Методы бесконтактного и внутрисхемного тестирования в электронике хорошо известны и весьма популярны со времен появления технологий граничного сканирования (ГС) в начале 1990-х годов [ПЭ. 2007. № 5; ПЭ. 2008. № 4; ПЭ. 2009. № 1]. За это время произошло значительное расширение и углубление разработок встроенных средств тестирования в ИС, ПП и системы, поскольку современные подходы к подтверждению правильности функционирования (design validation), тестированию и отладке заметно отличаются от тех, которые применялись еще совсем недавно. В основном это связано с исключительно высокими скоростями передачи данных, многоядерными ИС, новыми способами упаковки СБИС типа СнК, многослойными ПП с ограниченным доступом и др.

Встраивание инструментов тестирования как новое направление в электронике базируется на множестве методов, ему предшествующих. В сущности, именно повсеместное применение ГС наряду с функциональным тестированием путем эмуляции микропроцессоров доказало эффективность самой идеи встроенного тестирования. Встроенные инструменты тестирования предназначены для выполнения функций, в принципе невозможных для традиционной КИА (Agilent, Tektronix и т. д.), и при этом являются более экономичными, высокоскоростными и вообще лучше приспособленными для современных электронных и компьютерных технологий. Подобно тому, как появление на рынке средств тестирования в середине 1980-х виртуальных измерительных и тестовых инструментов (National Instruments и др.) значительно расширило сам этот рынок, следует ожидать, что появление встроенных тестовых инструментов будет иметь сопоставимый эффект (рисунок).

Рисунок. Прогноз фирмы Asset

Что дает основания для подобных прогнозов?

Рассмотрим всего несколько примеров:

    а) Зондирование щупом осциллографа контрольных точек высокоскоростных последовательных цепей шин PCI Express 2.0 или 3.0, Fibre Channel, InfiniBand, Intel Quick Path Interconnect (QPI) или Ethernet 10 МГц приводит к наведению таких паразитных емкостей, которые неотличимы от эффектов, вызванных неверным дизайном цепей или неисправностями сборки ПП.

    б) Традиционная КИА не в состоянии угнаться за взрывообразно возрастающими скоростями передачи данных от одной ИС к другой и между отдельными ПП в каналах HSSIO (High-Speed Serial I/O). Более того, разработчики ИС непрерывно совершенствуют формы передачи сигналов с тем, чтобы обеспечить их прохождение без помех на высоких частотах, что создает дополнительные трудности для измерений при помощи традиционной КИА.

    в) Процессы производства СБИС в технологиях менее 100 нм обуславливают такие характеристики и параметры самих кристаллов, что обнаружение отклонений в них традиционными методами тестирования неэффективно, поскольку внешнее подключение КИА к периферии кристалла зачастую не дает адекватной картины происходящего внутри него. Контроль таких внутренних характеристик, как градиенты температур, временные параметры, задержки распространения, распределение потребления тока и некоторых других, эффективно реализуем лишь встроенными средствами тестирования.

    г) Традиционные и модульные методы позволяют проводить измерения временных отклонений при оценке целостности сигнала одновременно в одной или нескольких высокоскоростных последовательных цепях. Наряду с этим, такие встроенные инструменты, как IBIST (Interconnect Built-In Self Test) фирмы Intel, дают возможность параллельных измерений и тестирования во всех цепях и на всех шинах одновременно, что позволяет выполнять исчерпывающее тестирование, существенно сокращая время подтверждения правильности функционирования системы в целом.

Электронная промышленность довольно энергично отреагировала на сложившуюся ситуацию, и началось это, естественно, с изготовителей сложных СБИС, стремящихся обеспечить встроенными средствами тестирования как свои собственные нужды, так и потребности тестирования своих заказчиков. Можно обозначить следующие подходы к разработкам средств встроенного тестирования у ведущих мировых компаний.

  • Intel. Основное внимание уделяется разработке платформы IBIST, внедряемой во все наиболее современные и сложные СБИС и наборы ИС. Первой и пока единственной сторонней тестовой платформой, встраиваемой в СБИС и поддерживающей IBIST, является система поддержки ГС ScanWorks фирмы ASSET [ПЭ. 2008. № 2; ПЭ. 2009. № 2].
  • Synopsys. Тестирование ИС в процессе разработки является приоритетным, поддерживаются также автоматические тестовые системы для производства ИС. Некоторые из модулей библиотеки верификации DesignWare фирмы интегрируются в Verilog, VHDL, SystemVerilog и OpenVera для генерации тестов траффика шин и тестирования нарушений протокола и могут, таким образом, инкорпорироваться в сами структуры СБИС. Для обеспечения внутренней тестопригодности СБИС в их структуры включаются такие инструменты, как цифровые и аналоговые преобразователи, генераторы и компараторы тестовых векторов, амплитудные и фазовые регуляторы, компараторы допусков и т. д.
  • Xilinx. Акцент делается на поддержке возможностей пользователя ИС компании отлаживать свои ПП. Пакет программ ChipScope Pro для отладки и верификации в режиме реального времени позволяет вставлять логические и шинные анализаторы, а также виртуальные инструменты ввода/вывода непосредственно в FPGA, что дает тест-инженеру возможность наблюдать и контролировать любые внутренние сигналы и цепи, включая встроенные процессоры, реализованные аппаратно или же программно.
  • Altera. Внимание сфокусировано на поддержке разработчиков схем в процессе разработки. Одной из новинок компании является пакет PELE (Pre-emphasis and Equalization Link Estimator), предназначенный для компаний автоматизированного проектирования электроники (Mentor, к примеру). Идея заключается в том, что эти компании могут встраивать структуры PELE в свои СБИС для верификации целостности сигнала в аппликациях, построенных на FPGA семейства Stratix II GX.
  • Vitesse Semiconductor. Эта компания, разрабатывающая ИС для систем связи, сосредоточила свои усилия на верификации целостности сигналов, пользуясь так называемыми двухканальными глазковыми диаграммами (eye-diagram), отображающими характеристики высокоскоростных приемников, как правило — оптических.
  • Logic Vision. Основное внимание уделяется автоматическим средствам тестирования для поддержки разработок ИС. Система ETSerDes, например, работает как встроенная система обратной связи в структуре SerDes, позволяющая получать и сравнивать параметры глазковых диаграмм и фиксировать отклонения от допусков при проектировании ИС. Перечень этих примеров, разумеется, далеко не полон. Значительные усилия по внедрению встроенных инструментов тестирования делают и другие компании, среди которых Tundra, Texas Instruments, LSI и Avago.

Очевидно, однако, что подобный разнобой в подходах к разработкам встроенных инструментов тестирования долго продолжаться не может, в силу его неунифицированности и неэффективности. Уже в 2004 году на международной конференции по тестированию (ITC-04) группа IEEE по стандартам в тестировании объявила о начале разработки новой инициативы, получившей название IJTAG (Internal JTAG) с предварительным номером стандарта IEEE P1687. Я упоминал об этом стандарте в конце колонки в [КиТ. 2009. № 2] как о потенциально первом стандарте тестопригодного проектирования (DFT), предусматривающем использование контроллера ТАР ГС-структуры ИС в качестве порта доступа к любым встроенным в ИС инструментам тестирования. К таким инструментам могут относиться любые структуры сканирования, включая структуры стандарта IEEE 1500, средства тестирования ЗУ, логику тестирования, буферы фиксации данных, контроллеры синхросигналов, встроенные логические анализаторы и многое другое.

Концептуально предусматриваемая этим стандартом структура будет подразделяться на три зоны: зона ГС 1149.1, шлюзовая и инструментальная зоны. Шлюзовая зона предназначена для обеспечения интерфейса между портом ТАР хорошо известных ГС-структур, для управления которыми существует множество давно и основательно разработанных средств, и собственно инструментальной зоной. Естественно, что доступ к инструментальной зоне должен обеспечиваться специально предназначенными для этого ГС-командами.

На текущем этапе разработки стандарт Р1687 определяет три первичных класса встроенных инструментов. Первый из них содержит ГС-совместимые инструменты, то есть имеющие те или иные регистры данных фиксированной длины, описываемые в файле BSDL, доступ к которым формализован протоколом граничного сканирования IEEE 1149.1 [ПЭ. 2007. № 6]. Второй класс инструментов согласуется с оболочками и механизмами управления, совместимыми как с протоколом IEEE 1149.1, так и с протоколом IEEE 1500. Инструменты этого класса могут иметь одну или более цепочек сканирования, находящихся в определенной иерархии по отношению друг к другу. Контроль над инструментами третьего класса характеризуется наличием хотя бы одного сигнала или их последовательности, не управляемых непосредственно из протокола ГС, что предусматривает необходимость в некоторой дополнительной иерархии управления ими. Примером таких сигналов могут служить высокочастотные синхросигналы, источником которых не может являться ГС-сигнал TCK. Более детально оба эти стандарта тестирования — как IEEE 1500, так и IEEE P1687 — будут рассмотрены в последующих статьях цикла моих статей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *