Подписка на новости

Опрос

Нужны ли комментарии к статьям? Комментировали бы вы?

Реклама

 

2007 №5

Рынок и этика: дайте жалобную книгу

Новоселов Виктор


Публикация в КиТ № 4`2007 открытого письма в редакцию президента компании «Элтех» А. Б. Перегуда под названием «Об особенностях ведения бизнеса Российским отделением SICK AG» вызвала заметный резонанс на рынке. Вскоре после выхода в свет журнала со своим видением изложенных в опубликованном материале проблем выступил В. В. Новоселов. Мы считаем себя обязанными донести до наших читателей и иную точку зрения на тему этичного поведения на нашем рынке, поскольку она весьма важна. Надеемся, что своим мнениее на этот счет поделятся с нашим журналом и другие видные деятели рынка.

Как я понимаю, письмо г-на Перегуда с поименным перечислением обидчиков и дат раздоров имело целью не столько открыть дискуссию о моральных устоях в среде торговых работников, сколько бросить тень на бывших партнеров. Целесообразность публикации такого образчика эпистолярного жанра, мягко говоря, сомнительна. Да, случаются неприятности в жизни коммерсантов, но стоит ли на журнал возлагать миссию по приему жалоб? В западном издании это выглядело бы дико, и зачем наших издателей ставить в неловкое положение? Следуя логике, им придется переименовать журнал в «Компоненты. Технологии. Жалобы» и ввести платные полосы с колонтитулом «На правах антирекламы». Конструктивная и задиристая полемика была бы интересна, но представлять ее на уровне частных разборок между субъектами рынка — это безыдейно и заведомо конфликтно.

Пользу письма г-на Перегуда я нахожу лишь в том, что на его негативном примере участники рынка могут поучиться выстраивать отношения с представителями зарубежных фирм. Бытует мнение о том, что представитель зарубежного производителя является лишь передаточным звеном между его высшим руководством и дистрибьютором, и что решения принимаются руководителями по обе стороны границы, тогда как функция представителя заключается в их реализации. Именно с таким заблуждением помогает расстаться фирма SICK AG, ответ которой из Германии на жалобы г-на Перегуда был абсолютно корректен и прогнозируем. За редкими исключениями, западные фирмы делегируют своим уполномоченным на вверенной территории решение всех вопросов, включая конфликтные. Через институт представителей реализуются стратегические интересы фирм-производителей, ибо интересы дистрибьюторов не всегда и не во всем с ними совпадают. Предельно упрощая, сформулирую так: дистрибьютору не столь важно, чем торговать, сколь важно успешно торговать. Производитель же продвигает собственную продукцию и не может позволить себе чрезмерную зависимость от настроений дистрибьютора — тем более, когда последний торгует еще и конкурирующей продукцией. Исходя из двадцатилетнего опыта работы с западными фирмами, смею заверить: ответ SICK AG о полномочиях представителя никоим образом не противоречит западно-европейской практике, и уж тем более, не имел целью обидеть лично г-на Перегуда, в чем я ничуть не сомневаюсь, хотя не знаком ни с кем из персонажей коммерческой драмы, изложенной в его письме.

Автор письма уязвлен переходом специалистов из его фирмы в другую. По-человечески ему можно посочувствовать, но посмотрим на вещи шире. Дефицит специалистов высшей квалификации обещает усугубляться, ибо вместе с рынком товаров в Россию движется рынок труда. У талантливых наемных работников появляются неплохие возможности выбора мест работы и карьерного роста в результате целенаправленной их смены. Как ни крути, у собственника и наемного работника разные пути самореализации, какими бы закадычными единомышленниками они ни были на ограниченном отрезке истории. Не будем забывать, что рынок — это игра, зачастую жесткая, но играть дозволено всем. Образец крупной игры на повышение недавно продемонстрировал французский Arcelor, который, блефуя с «Северсталью», в итоге отошел к Mittal (куда и планировал), но с фантастическим улучшением условий сделки. Представьте себе, какой шок испытал добропорядочный олигарх Мордашов от того, как его использовали в игре. Цивилизованно ли? Увы, да. Кажется, он даже получил отступные в связи с расторжением соглашения о намерениях по слиянию с Arcelor. Вот так, упал — отжался. Думаю, мы еще услышим об этом амбициозном человеке и его успехах на мировом рынке. Ну, а что рынок электронных компонентов в России? По объему денежной массы он гораздо скромнее, однако человеческие движущие силы той же природы. При помощи активной кадровой политики (в некотором смысле — тоже игры, ставками в которой являются траектории людских судеб) можно упрочить позиции фирмы и ослабить конкурентов: это старо как мир, и дистрибуция электронных компонентов не вносит аромата новизны. Типичны и сетования на то, что «вскормленные» сотрудники уносят с собой знания и опыт, полученные на прежнем месте работы. Случается, что крадут информацию, однако криминальные случаи кражи, разбоя или шантажа оставим за рамками дискуссии об этике. Действительно, в «новобранцев» приходится вкладывать время и деньги, прежде чем от них пойдет коммерческая отдача, но это обычный, повсеместный процесс. Иное дело — наемные менеджеры высшего звена, которых приглашают сразу на высокую оплату и с высокой мерой ответственности за успех фирмы. В устойчивом режиме функционирования эти люди приносят фирме многократно больше доходов, чем потребляют от нее благ, и потому нет моральных оснований для упреков к ним за «вложенные в них деньги» или наработанный ими профессиональный багаж, являющийся их капиталом при смене места работы. Именно этот багаж — опыт, репутация, деловые связи — составляет профессиональную ценность менеджера наряду с его человеческими качествами. Владельцам же бизнеса при цивилизованном разводе остаются приумноженные материальные, денежные и прочие компоненты бизнеса, так что обижаться не к лицу. В целом, только благодаря взаимной зависимости работодателя и наемного работника поддерживается баланс их интересов, ибо в противном случае все козыри были бы на стороне работодателя. Ну а поиск лучшей доли — естественное состояние наемного работника в расцвете сил, и это должно учитываться в системе подбора кадров, мотивации труда и информационной безопасности на каждой фирме, рассчитывающей на стабильное положение в современном мире.

Итак, рискну оценить промежуточные итоги публикации «открытого письма». Кто в плюсе?

  1. Немецкая компания SICK AG, корректно подтвердившая доверие своему представителю.
  2. Российский офис SICK, собравший под своей крышей ведущих специалистов из различных фирм предложениями, от которых невозможно отказаться.
  3. Снабженцы, уловившие сигнал г-на Перегуда о том, что в компании «Элтех» образовался склад продукции SICK, от которого он хотел бы избавиться.

Кто в минусе?

  1. Пожалуй, г-н Царев, представленный в письме с такой степенью демонизации, что его темной силе позавидует сам Борис Абрамович из Лондона. Даже если г-н Царев не является злым гением интриги, ему не помешал бы «дезодорирующий» PR для реабилитации в глазах впечатлительных сограждан. Как тут не вспомнить анекдот о серебряной ложечке, пропавшей с подозрением на кражу гостями, впрочем, очень скоро обнаруженной, но в душе-то на гостей все равно «осадок остался»…
  2. Фактически в минусе оказался автор письма г-н Перегуд. Согласно собственному свидетельству, он подписал договор на менее выгодных условиях по сравнению со стандартными, затем потерпел фиаско в жалобах в Европу, лишился двух специалистов и, в довершение, организовал публикацию открытого письма, адресованного непонятно кому. До того непонятно, что я стал на него отвечать, хотя меня-то он точно не имел в виду. Пользуясь случаем, обращаюсь к г-ну Перегуду с пожеланием восстановить душевное равновесие, подыскать сильную альтернативу продукции SICK, красиво раскрутить ее на российском рынке и сплясать на банкете по случаю капитуляции конкурентов: вот это достойная задача для лидера!

Журнал «КиТ» в данной ситуации пока на распутье между плюсом и минусом. Не утопична ли письменная полемика о морали в сфере торговли и об этике на рынке труда — время покажет. Всякое открытое письмо есть инструмент обоюдоострый, публично обнажающий пишущего, но многие ли рискнут обнажиться?

В. В. Новоселов, читатель

Скачать статью в формате PDF  Скачать статью Компоненты и технологии PDF

 


Сообщить об ошибке