Повышение конкурентоспособности предприятия за счет использования интеллектуальной собственности

№ 1’2006
Интеллектуальная собственность (ИС) является одним из основных и необходимых элементов прогресса и развития всего человечества [1]. Все новые товары: компьютеры, стиральные машины, диски DVD, сотовые телефоны, новые литературные произведения, программные средства для ЭВМ, рекламные ролики - все эти и многие другие продукты человеческого разума являются интеллектуальной собственностью.

Интеллектуальная собственность (ИС) является одним из основных и необходимых элементов прогресса и развития всего человечества [1]. Все новые товары: компьютеры, стиральные машины, диски DVD, сотовые телефоны, новые литературные произведения, программные средства для ЭВМ, рекламные ролики — все эти и многие другие продукты человеческого разума являются интеллектуальной собственностью.

Интеллектуальная собственность — это комплексное, емкое понятие, включающее в себя много составляющих. Существует целый ряд классификаций и систематизаций объектов ИС. На наш взгляд, наиболее логична и поэтому целесообразна систематизация, предложенная в [2] и [3]:

  • 1. Объекты исключительного права
    • 1.1. Объекты промышленной собственности
      • 1.1.1. Изобретения
      • 1.1.2. Полезные модели
      • 1.1.3. Промышленные образцы
    • 1.2. Средства индивидуализации
      • 1.2.1. Товарные знаки
      • 1.2.2. Знаки обслуживания
      • 1.2.3. Фирменные наименования
      • 1.2.4. Наименования мест происхождения товаров
      • 1.2.5. Доменные имена
    • 1.3. Оъекты авторского права
      • 1.3.1. Литературные произведения
      • 1.3.2. Программы для ЭВМ
      • 1.3.3. Базы данных
      • 1.3.4. Музыкальные произведения
      • 1.3.5. Фотографические произведения
      • 1.3.6. Аудиовизуальные произведения
      • 1.3.7. Другие произведения
    • 1.4. «Иные» объекты ИС
      • 1.4.1. Топологии интегральных микросхем
      • 1.4.2. Селекционные достижения
  • 2. Объекты ИС, не являющиеся объектами исключительного права
    • 2.1. «Ноу-хау» (секреты производства)
    • 2.2. Объекты коммерческой тайны

Некоторые авторы в своих работах [например, 4] включают средства индивидуализации в объекты промышленной собственности. Другие не относят к интеллектуальной собственности объекты, не являющиеся объектами исключительного права. Но согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ, «собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом» [5], что относится и к «ноу-хау», и к объектам коммерческой тайны. Поэтому нам представляется систематизация, изложенная выше, оправданной.

Интеллектуальная собственность, на которую грамотно оформлены исключительные права, является мощным ресурсом повышения конкурентоспособности предприятия. ИС — особый продукт, благодаря которому его владелец может получать сверхприбыль. Если владелец продает материальный объект, то лишается его навсегда. С интеллектуальной собственностью иная ситуация. Кроме того, существуют такие виды лицензионных соглашений, которые позволяют много раз продать ИС, и все равно она останется у ее владельца, так как в этом случае продается исключительное право на использование объекта. Наглядный пример — программное обеспечение, широко тиражируемое по всему миру.

Интеллектуальный продукт, полученный в результате творческой деятельности, еще не есть ИС. Для того чтобы продукт превратился в ИС, необходимо, во-первых, проверить, не подпадает ли созданное техническое решение под охранные документы третьих лиц, и, во-вторых, выполнить регламентированные процедуры и получить соответствующие охранные документы. На объекты промышленной собственности федеральным органом «Роспатент» выдаются патенты на изобретения сроком действия на 20 лет, на полезную модель — на 8 лет, на промышленный образец — на 10 лет. На средства индивидуализации выдаются свидетельства сроком на 10 лет с возможностью продления на 10 лет неограниченное число раз.

Авторское право на произведение действует с момента его создания в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Патент на изобретение (полезную модель, промышленный образец) закрепляет за правообладателем исключительное право использовать изобретение (полезную модель, промышленный образец) по своему усмотрению. Использование изобретения (полезной модели, промышленного образца) иными лицами без разрешения патентообладателя (лицензии) не допускается. Патентообладатель вправе продать или иным образом переуступить патент либо вправе выдать на него лицензию. Ведущие высокотехнологичные фирмы мира патентуют очень много своих разработок. Количество патентов, полученных в 2003 году некоторыми из этих фирм, иллюстрирует таблица 1 [6].

В некоторых случаях, когда объект изобретения — способ (технология) изготовления какого-либо продукта, целесообразно не получать патенты, а охранять объекты изобретения в виде «ноу-хау». Интересный пример приведен в [7]. Автор статьи описывает создание совместного с американскими партнерами производства гидроизолирующего материала «Пенетрон». На российском предприятии готовят смесь песка и цемента, а затем приходит черный ящик из Америки с составом, который делает эту смесь проникающей водоизолирующей бетонной смесью. Как ни сильна российская химическая наука, секрет смеси нашими учеными до сих пор не раскрыт. А владеют секретом «Пенетрона» только отец и сын — собственники американского предприятия. Широко известен и пример с химическим составом «Кока-кола», который также тщательно охраняется и известен только узкому кругу людей.

Интеллектуальная собственность, как и любая другая собственность, нуждается в защите. Новый автомобиль необходимо хорошо защитить, чтобы не лишиться этой собственности. Его страхуют, на него ставят противоугонные устройства. На ночь он помещается в закрываемый гараж или на охраняемую стоянку. Точно так же необходимо максимально возможно защищать и ИС. Для этого можно получить, например, не один, а несколько патентов: патент на изобретение, который защищает конструктивное техническое решение, патент на промышленный образец, который защищает дизайн, внешний вид изделия, свидетельство на товарный знак, который служит для того, чтобы потребитель мог различать аналогичные товары разных производителей.

Таблица 1

Если патенты на объекты промышленной собственности стремятся иметь производственные и научные предприятия, то бренд необходим любой фирме. Для успеха на рынке недостаточно создать качественный продукт. Необходимо выделить этот продукт из большого количества аналогов. Это и достигается при помощи яркого, запоминающегося бренда. Существует очень много различных определений бренда:

  • Бренд — это «раскрученный товарный знак».
  • Бренд — это известный товарный знак знаменитого производителя.
  • Бренд — это совокупность положительных ассоциаций, появляющихся у потребителей, в связи с названием, товарным знаком и внешним видом определенного товара.
  • Бренд — это комплекс положительных эмоций, связанных с товарным знаком.
  • Бренд — это символ имиджа, выраженного в знаковой композиции вербальныхи визуальных объектов.

Бренд вообще категория больше маркетинговая, так как это своего рода репутация товара или услуги. Цена брендированного продукта выше, чем цена аналогичного продукта, не имеющего бренда. Но для того чтобы получить бренд, необходимо, прежде всего, оформить заявку и получить свидетельство на товарный знак (знак обслуживания), то есть оформить исключительные права на продукт творческой деятельности. Согласно ст. 4 Закона РФ [8] «никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя». Значимость Брендов ведущих мировых производителей иллюстрируют таблицы 2, 3 [9].

Наличие патента(ов) и бренда делает продукт более привлекательным для потребителя, так как такой продукт по определению обладает улучшенными потребительскими свойствами. Ведь техническое решение, на которое испрашивается патент на изобретение, должно соответствовать определенным критериям: мировая новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость. Бренд — это позитивная репутация фирмы, выпустившей продукт, доказанная многократно в течение продолжительного времени. Другими словами, наличие патента и бренда говорит искушенному потребителю достаточно много и является своего рода знаком качества изделия. И в то же время наличие патента и бренда делает продукт в определенной степени уникальным, так как запрещает производить аналогичный продукт другим производителям. Согласно ст. Закона РФ 10 [10], «не допускается продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица».

Таблица 2

Таблица 3

В настоящее время на ведущих предприятиях России поняли и оценили важность управления ИС для получения конкурентных преимуществ. Так, на Уральском электромеханическом заводе в г. Екатеринбурге была разработана стратегия патентования [11]. Она включает в себя следующие мероприятия.

  1. Создание специализированного подразделения, имеющего в своем составе двух-трех квалифицированных патентоведов, имеющих высшее патентное образование (институт РГИИС, г. Москва) и статус патентного поверенного.
  2. Техническое обеспечение эффективной работы, включая доступ через Интернет к базам данных ФИПС и к сайтам патентных ведомств зарубежных стран
  3. Внедрение положения, суть которого в том, что с каждым работающим заключается трудовой договор, в котором зафиксировано, что работодатель обеспечивает условия для творческой деятельности (свободный доступ к патентным базам данных, учеба, консультации патентоведов и т. д.). В свою очередь, любой интеллектуальный продукт, созданный работником в период работы на заводе и трех лет после ее окончания, принадлежит предприятию.
  4. Создание системы перманентного обучения технических специалистов по вопросам интеллектуальной собственности.
  5. Многоступенчатый анализ научно-технической, проектной, конструкторской, технологической и другой документации с целью выявления потенциально охраноспособных результатов, включая изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау), и результатов, не являющихся объектом исключительных прав, но имеющих коммерческую ценность. Специалисты, прошедшие курс обучения вопросам интеллектуальной собственности, смогут эффективно работать по выявлению технических решений, заслуживающих внимания (ТРЗВ). Увеличение ступеней анализа значительно повысит вероятность выявления. Так, если вероятность выявления ТРЗВ при одноуровневой проверке (Р1) равна 0,7, то при двуху ровневой (Р2)—0,91, а при трехуровневой (Р3)—0,973.
  6. Создание системы вознаграждения за получение интеллектуального продукта и за выявление ТРЗВ.
  7. Экспертиза выявленных технических результатов и коллегиальное принятие решений о способе защиты. Целесообразным представляется наличие избыточной патентной защиты.
  8. Создание товарного знака и проведение системных мероприятий для превращения его в бренд.
  9. Продвижение своей защищенной (незащищенной) интеллектуальной собственности на рынке с помощью выставок, рекламы, имиджевых мероприятий и т. д.
  10. Постоянный контроль над использованием своей интеллектуальной собственности. В настоящее время эта стратегия находится в стадии внедрения. Надеемся, что она окажется эффективной и даст положительные результаты.

Литература

  1. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности.
  2. Чайков М. Гармонизация понятия «интеллектуальная собственность» // Новые промышленные технологии. 2005. № 2.
  3. Чайков М. О сущности понятия «Интеллектуальная собственность» // Биржа интеллектуальной собственности. 2005. № 6.
  4. Бирюлин В., Дудушкин С. и др. Товарные знаки в Российской Федерации. М.: Арбат — Информ, 2004.
  5. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. М.: Юридическая литература, 1994.
  6. Кузнецов И. Как получить российский и зарубежный патенты на изобретение или полезную модель // Доклад на международной конференции «Интеллектуальная собственность: от надежной защиты к эффективному управлению». Екатеринбург, 2004.
  7. Черноголов И. Проникающий эффект./ Деловой квартал. 2005. № 22.
  8. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
  9. Карагодин Н. Оценка интеллектуальной собственности // Доклад на международной конференции «Интеллектуальная собственность: от надежной защиты к эффективному управлению». Екатеринбург, 2004.
  10. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  11. Чайков М. Стратегия патентования на промышленном предприятии // Интеллектуальная собственность. 2003. № 9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *