Подписка на новости

Опрос

Нужны ли комментарии к статьям? Комментировали бы вы?

Реклама

 

2005 №3

Путешествие на край земли или наши в Японии

Оганесян Рубен


В необходимости этого визита нас убедили японские коллеги из компании I#Pulse. Их тактичная настойчивость не оставила нам выбора, и мы не стали сопротивляться, тем более что путешествие сулило не только сложности, но и массу новых впечатлений. Забегая вперед, скажу, что оно действительно оказалось очень интересным, и мы глубоко признательны компании I#Pulse и за приглашение, и за помощь в незабываемой поездке по Японии.

Стыковка рейса Санкт-Петербург — Москва— Токио была осуществлена столь удачно, что мы и не заметили, как уже летели над безгранич ными просторами нашей Родины, устроившись в удоб ных креслах Boeing 767. Правда, на тот день, 18 янва ря, прогнозировалась одна из самых мощных магнит ных бурь, СМИ даже специально предупреждали о нежелательности полетов. Быстро наступившая за ил люминатором ночь преподнесла тому подтвержде ние — потрясающее по своей красоте и размаху север ное сияние окрасило небо над всей Сибирью, его яркие сполохи, казавшиеся совсем близкими, не прекраща лись в течение долгих часов полета. Но надежная аме риканская техника в опытных руках российских пило тов благополучно преодолела все трудности и мягко приземлилась в токийском аэропорту Narita.

Первый технический сюрприз ждал нас при по пытке активизировать свои мобильники. Однако во преки заявлениям сотрудников Megaphone (назвав ших даже тариф за минуту) трубки принципиально не могли подключиться к сети совсем другого поко ления, а стандарт GSM в Стране восходящего солнца уже давно не используется. Так что тем, кто плани рует визит в Японию, рекомендую взять телефон напрокат (например, прямо в аэропорту). Стоит это около 70 долларов, 50 из которых можно прогово рить. Попутно замечу, что звонок в Санкт-Петер бург — даже из номера токийской гостиницы — об ходился в $2,5, что гораздо дешевле, чем звонить из Европы, где стоимость минуты доходила до $10–15.

Попытки воспользоваться Интернетом практиче ски везде, где мы их предпринимали, приводили ме стных служащих в замешательство — выслушав просьбу, они протягивали нам свои личные телефо ны. Единственное место, где удалось быстро и легко осуществить задуманное, — магазин по продаже ком пьютеров, где практически все образцы были подклю чены к Сети, что также удивило. Найти что-нибудь вроде интернет-кафе не удалось. Одним словом, со здалось впечатление, что Всемирная паутина для япон цев далеко не такая насущная необходимость, как для жителей России. Что уж совсем не сочеталось с нашим представлением о стране, чьи бренды — Sony, Toyota, Nissan, Yamaha, Roland, знакомые нам с детства в по вседневной жизни, для многих людей до сих пор зву чат как символы мировой электронной революции. Кстати сказать, их офисы и заводские площадки по падались нам на каждом шагу.

Вообще, в нашем представлении сложилось (а может, так и есть на самом деле), что все «серьезные» товары изготавливаются именно в Японии или под ее марками в Китае. Но при этом удивили цены на электронику — они на 15–20% выше, чем в наших магазинах. Объ яснений этому можно найти много, но они все равно не помогают понять, почему товары соб ственного производства в стране-производите ле стоят дороже, чем за десятки тысяч километ ров, в другой стране? Одним словом, у нас опять нашелся повод порадоваться за свою родину, ко торую издалека начинаешь любить сильнее.

На следующий день мы вплотную подошли к цели нашей поездки — выставке технологи ческого оборудования для производства (а в основном для монтажа и тестирования) печатных плат.

Рис. 1

Экспозиция проходила с 19 по 21 февраля в выставочном центре Big Sight-Tokyo, кото рый выглядел довольно футуристично (рис. 2), притом, что спланирован очень удобно как в плане подъезда к нему, так и для нахождения в нем целый день. Комплекс двухуровневый: на верхнем этаже расположено большое коли чество ресторанов и кафе, а внизу — непосред ственно выставочные площади. Такой конст руктивный принцип в полном смысле отра жает традиционное отношение японцев к быту и работе. Приоритет всегда отдается первому, но и работа занимает важное место, так как без нее не будет хорошей еды, а это в жизни япон ца фактор номер один.

Рис. 2

Павильон, где экспонировались образцы компаний, размером примерно с футбольное поле (если сравнивать с Мюнхенской выстав кой— два ее павильона). Да и среди участни ков почти все те же компании, что в Мюнхе не, то есть специализированные на монтаже и контроле готовой продукции. Экспозиции располагались по-японски компактно: без ог ромных имиджевых стендов, характерных для европейских выставок, но найти интересующее оборудование оказалось гораздо удобнее. И стендов, имеющих практическое значение, с нашей точки зрения, было представлено больше, чем на других подобных смотрах. Чувствовался восточный практицизм — вы ставлялось то, что действительно использует ся в реальном производстве, много оборудо вания рентгеновского контроля, дающего, по нашему мнению, большую объективность. В то же время европейской «экзотики», напри мер оборудования, позволяющего заглянуть «под юбку» BGA-корпусу, наблюдалось край не мало. Обширный стенд с системами рент геновского контроля представила английская компания X-Tek, оборудование которой в на стоящее время рекомендовано для оснащения сервисных центров фирмы Nokia.

Небогатым, в сравнении с Мюнхенской вы ставкой, выглядел раздел оборудования для пайки/выпайки микрокомпонентов. Надо по лагать, вопросу ремонта подобных плат уде ляется внимания меньше, чем их выпуску.

А вот что касается автоматов для монтажа компонентов на плату — они были представ лены в более широком ассортименте.

Японцы утверждают (и у нас есть основания им верить), что они являются лидерами в про изводстве автоматов по установке компонен тов. На выставке в Big Sight-Tokyo, ориентиро ванной на весь азиатский рынок, доминирова ла группа компаний Yamaha. Соседствовала с ней известная в России марка Assemblion. Раз меры ее стенда даже для этой выставки выгля дели скромными. По словам представителей Yamaha, компания имеет непосредственное от ношение к данной продукции (рис. 3). Juki в Японии, к сожалению, присутствовала толь ко в виде надписи на тележке (рис. 4), Samsung не был представлен вообще. Из числа компа ний — производителей оборудования нижне го и среднего скоростного диапазона нам уда лось познакомиться лишь с образцами продук циии Мамия Денши: это станки ESM и Luna, на общем фоне выглядевшие разве только как удачное хобби владельца фирмы.

Рис. 3
Рис. 4

Среди групп компании Yamaha особенно вы делялась экспозиция I-Pulse (рис. 5). Это преж де всего вся линейка автоматов — от средней про изводительности до высокоскоростных — и чип шутеров, а также новая on-line-система визуального контроля. Позиция фирмы в насто ящее время очень выгодно для нас сориентиро вана на Россию. Предлагаемые цены значитель но ниже, чем на японском рынке. И хотя сегодня основной упор по продажным ценам сделан на Китай, но I-Pulse возлагает большие надежды и на российский рынок, где предложит, как мы надеемся, соответствующие «интересные» цены.

Рис. 5

Относительно широко на выставке было представлено климатическое оборудование. В этой области явным лидером (по крайней мере, визуально) можно назвать компанию Espec, которая известна в России своими из делиями под маркой Tabai.

В небольшом количестве присутствовали ви броиспытательные системы, но такого сильно го игрока, как, например, Bruel&Kjaer (Дания), не было. Выделялся интересный с точки зре ния технических характеристик вибро-испы тательный стенд компании IMV (рис. 6).

Рис. 6

Из числа европейских и американских ком паний свою продукцию привезли фирмы, по ставляющие системы визуального контроля и печи для оплавления припоя.

С известными производителями систем оп тического контроля, большей частью также европейскими и американскими, соседствова ли небольшие компании, выставившие отно сительно недорогие изделия, как, например, устройство оптического контроля (рис. 7).

Рис. 7

Один из стендов демонстрировал целую ли нейку устройств для подготовки паяльной пас ты, флюсов, красок и других мелкодисперсных растворов и взвесей (рис. 8). Данное событие ин тересно тем, что обычно фирмы представляют одну, максимум две модели, причем, как правило, недостаточно хорошо сбалансированных: при вращении с полукилограммовой банкой па яльной пасты они пытаются переместиться со своего первоначального места установки. Небогатый выбор этой продукции на европей ских и американских выставках объясняется не большим спросом у производителей, хотя по лезность устройств очевидна — достаточно пред ставить себе 4–6 часов, необходимых для доводки паяльной пасты до необходимой температуры (после хранения в холодильнике), и дальнейший процесс ее перемешивания палочкой (за это вре мя паста в открытой банке начинает активно окисляться, да и ручное перемешивание полез но разве что для успокоения нервов). Все это бы ло наглядно продемонстрировано на плакатах и фотографиях на стенде фирмы.

Рис. 8

Конечно же, в стенах выставки нашлось ме сто и для иллюстрации всем известной при верженности японцев к фотографированию окружающего их мира. Демонстрировались новые возможности видео для фиксирования практически всех процессов, которые проис ходят при работе оборудования, при переме шивании растворов и паст, оплавлении в хо де различных видов пайки и т. д. Соответст венно, можно было видеть несколько стендов с оборудованием для различных видов видео съемки — наиболее интересным нам показа лось устройство, считывающее маркировку с быстро движущихся объектов, и прибор для съемки с большим увеличением на большом расстоянии — например, для фиксации про цесса оплавления, где невозможно приблизить камеру вплотную к объекту съемки.

Конечно, такого большого количества обо рудования для безсвинцовой пайки, какое можно увидеть в Европе, на этой выставке не было. Видимо, практичные производители юго-восточного региона не спешат отклик нуться на призыв хитрых американцев и ев ропейцев не паять со свинцом. Нам это дви жение напомнинает историю с фреоном, ко торый с активной подачи США стали с воодушевлением изводить во всех странах, кроме самой Америки да еще России, как все гда, не успевающей за новомодными тенден циями Запада, и как правило, к своей же поль зе. Через 10 лет ожесточенной борьбы со ста рыми холодильниками и лаками для волос, когда европейцы решили вплотную заняться своим здоровьем, те же американцы заявили, что озоновая дыра над Арктикой возникла, ве роятно, не по вине фреонов! Видимо, стоит задуматься и над нынешними призывами к безсвинцовой пайке. Например, в одной только аккумуляторной батарее каждого ав томобиля в мире не менее 20 кг чистого свин ца, который никого не волнует...

Выставка еще раз убеждает в том, что япон ские производители жестко сориентированы на той продукции, изготовление которой у них получается лучше всех в мире (как, например, манипуляторы), а в том, в чем они не достигли первенства, предпочитают держать курс на то вары производства других стран. Что ж, навер ное, это разделение труда выгодно для всех.

Оценивая японскую выставку глазами рос сийского посетителя, хочется отметить сугубо профессиональный подход к ее организации, уместную строгость оформления интерьера, не перегруженного высоченными стендами и множеством оголенных представительниц прекрасного пола. Хотя и в Big Sight-Tokyo при сутствовал праздник, но в нужной пропорции.

После работы на выставке у нас оставалось несколько свободных дней, и мы воспользо вались приглашением посетить фирму Yamaha и ее подразделение I-Pulse, расположенное ря дом, в живописном предгорье, в двух киломе трах от тихоокеанского побережья.

I-Pulse — полностью дочернее предприятие Yamaha — производит линейку манипулято ров и управляется членами совета директоров компании. О преимуществах нового продукта в ее списке— системы визуального контроля on-line — сами хозяева, по понятным причинам, говорят пока очень осторожно. Посещение за вода (рис. 9) новых впечатлений не прибави ло — картина, подобная аналогам в Европе и Америке: та же чистота и хорошая освещен ность, те же чистые цеха с кондиционирован ным воздухом. Но встретилось и кое-что но вое. Например, один из парадоксов кибернети ческой Японии — ручная доводка основных направляющих в приводе станков. Оказывает ся, довести точность направляющего рельса до 0,02 микрон можно только вручную, кропот ливо обрабатывая его ручным инструментом. Поэтому самым ценным на производстве счи- тается специалист по доводке точности, кото рый отработал в области металлообработки бо лее 50 лет. Нужно видеть выражение лица ма стера во время работы — оно преисполнено гордостью и удовольствием от осознания соб ственной значимости (рис. 10). Интересно, что продукция, в изготовлении которой принимал участие этот суперспециалист, продается по обычной цене, а руководители I-Pulse «жало вались», что эти станки никогда не ломаются и поэтому заказчики подолгу не обновляют свой парк. Клейма мастер не ставит, как и изготовители самурайских мечей, считая, что в этой жизни их работу и так все узнают, а по сле смерти уже ничто не имеет значения.

Рис. 9
Рис. 10

Интересно также было узнать, что на I-Pulse осуществляют большой — более 1000 компо- нентов — тестовый прогон и последующий кро- потливый анализ точности работы каждого про- изводственного станка с использованием сверх- точных сканеров. Отчет о точности прилагается к техническому паспорту, второй его экземп- ляр хранится у производителя. Все эти, неболь- шие на первый взгляд, нюансы в условиях же- сткой конкуренции и, в принципе, равных воз- можностей способны, по нашему мнению, сделать данную технику наиболее конкуренто- способной. Надеемся, что в ближайшее время она станет известна и на российском рынке.

Ив заключение не могу не написать несколь- ко строк об океане. Это было самое «энергети- ческое» место во всей нашей поездке. Стоишь на берегу, смотришь в безбрежную даль, и вдруг приходит мысль, что вон там, за краем Земли, наш Дальний Восток, а за этой малень- кой полоской суши, которая называется Япо- нией, одна вода, и заканчивается она уже толь- ко в Америке, где есть город Анахеим (рядом с Лос-Анджелесом), в этом городе тоже прохо- дят выставки, и ты тоже был на одной из них два года назад. Что ж, получается, закончилось твое двухлетнее кругосветное путешествие— от выставки до выставки, земли дальше нет, и надо возвращаться домой.

И еще маленькая информация под занавес. Город, где находятся заводы Yamaha, Roland, I-Pulse и многие другие знаменитые мировые бренды, которые мы привыкли видеть на окру- жающих нас электронных устройствах и транс- портных средствах, называется Хамаматсу. И сла- вится этот город в Японии не вышеперечислен- ными техническими марками, а особенно вкусным угрем с рисом. Вот так! (рис. 11).

Скачать статью в формате PDF  Скачать статью Компоненты и технологии PDF

 


Сообщить об ошибке