Мировой рынок электронных компонентов 2004 – основные тенденции и направления развития

№ 1’2005
Мировой рынок электронных компонентов в 2004 году продемонстрировал уверенный рост во всех основных сегментах — по сравнению с предыдущим годом объем продаж активных компонентов, пассивных компонентов и разъемов существенно вырос. Трехлетний цикл развития стал уже почти законом, и все ведущие аналитические агентства предсказывают замедление темпов роста электронной промышленности в 2005–2006 годах и бурный подъем в 2007, так что всем любителям играть на бирже можно порекомендовать начать покупку акций электронных компаний осенью 2006 года.

Мировой рынок электронных компонентов в 2004 году продемонстрировал уверенный рост
во всех основных сегментах — по сравнению с предыдущим годом объем продаж активных
компонентов, пассивных компонентов и разъемов существенно вырос. Трехлетний цикл
развития стал уже почти законом, и все ведущие аналитические агентства предсказывают
замедление темпов роста электронной промышленности в 2005–2006 годах и бурный
подъем в 2007, так что всем любителям играть на бирже можно порекомендовать начать
покупку акций электронных компаний осенью 2006 года.

Что было

Активные компоненты

Мировой объем продаж активных компонентов
в 2004 году по предварительным данным WSTS
(World Semiconductor Trade Statistics) составил
$213,8 млрд, что на 28,5% больше, чем в 2003 году.
На рис. 1 приведено распределение объемов мирового производства активных компонентов
по регионам.

Доли мирового рынка активных компонентов по регионам

Рис. 1. Доли мирового рынка активных компонентов по регионам

Наибольший прирост по сравнению с 2003 годом
отмечался вЮго-Восточной Азии — 61%, в Америке рост составил 30%, в Японии 26%, а в Европе 21%.

Локомотивами роста рынка были следующие продукты:

  • Память (DRAM) — благодаря высокому спросу
    на персональные компьютеры и ноутбуки. Рост
    продаж по сравнению с 2003 годом составил 89%.
  • Беспроводные коммуникации (в основном цифровые сигнальные процессоры) — рост 86,5%.
  • Микроконтроллеры — рост 31,5%, что обусловлено увеличением использования электроники в автомобильной промышленности.
  • Оптоэлектроника — рост 52,4%, что связано с ростом продаж цифровых камер и мобильных теле-
    фонов.
Области применения активных компонентов

Рис. 2. Области применения активных компонентов

На рис. 2 представлены основные области применения активных компонентов.

В целом год 2004 продемонстрировал ряд новых
тенденций, которые будут влиять на развитие рыка
в ближайшие несколько лет. Во-первых, это преобладание экономических факторов над технологическими. В конце 90-х запуск нового чипа мог обеспечить процветание компании на длительное время.
В настоящий момент основным фактором успеха
стало умение не только разрабатывать новые процессоры, но и производить их в максимально короткие сроки с минимальными издержками.

Во-вторых, это перевод производственных мощностей в Китай и другие страны Юго-Восточной
Азии. Данный процесс идет уже достаточно давно,
но 2004 год ознаменовался появлением в Китае и Индии центров разработки, которые традиционно находились в Европе и Северной Америке.

В-третьих, это выход китайских производителей
на мировой рынок под собственными брендами. Учитывая замедление роста «старых» экономик в странах ЕС и США, появление новых конкурентов вызывает серьезную озабоченность нынешних лидеров
рынка. В целом, исключительно благоприятная конъюнктура для роста китайской промышленности (низкая стоимость рабочей силы, плюс высокий объем
инвестиций, плюс благоприятный валютный курс делают Китай определяющим фактором в росте мировой электронной промышленности.

Пассивные компоненты

По данным Paumanok Research Group, ры-
нок конденсаторов, резисторов и индуктивностей в 2004 году составлял соответственно $12,8,
3,6 и 1,7 млрд, что дает мировое потребление
пассивных элементов на уровне $18,1 млрд.
Прирост по сравнению с 2003 годом составил
8,4%.

Если говорить об областях применения пас-
сивных компонентов, то основной рост произошел на рынке конденсаторов за счет роста
продаж ЖК-телевизоров и мониторов.
На рис. 3 представлены области применения
пассивных компонентов.

Области применения пассивных компонентов

Рис. 3. Области применения пассивных компонентов

Основной проблемой рынка пассивных компонентов на протяжении уже нескольких лет является падение уровня цен и, соответственно,
снижение нормы прибыли в отрасли. Поскольку уровень инноваций в отрасли достаточно ни-
зок, то основная конкуренция идет в области цен.
Прошедший год оказался достаточно удачнымпо словам президента европейского отделения
Yageo г-на Росмана, 2004 год стал первым годом
возврата к нормальному уровню цен в отрасли.

Разъемы

По данным Bishop, рынок разъемов в 2004 году составил $33,28 млрд, рост 17,4% по сравнению с 2003 годом. На рис. 4 представлены
объемы производства разъемов по регионам.

Доли мирового рынка разъемов по регионам
Рис. 4. Доли мирового рынка разъемов
по регионам

Ценовая конкуренция по-прежнему остается одним из основных методов борьбы на рын-
ке разъемов. Несмотря на существенный рост
продаж в 2003–2004 годах, уровень загрузки производственных мощностей не превысил 75%,
что говорит о серьезном уровне перепроизводства в отрасли. Диктат потребителя на рынке приводит к постоянному снижению цен
и уменьшению доходности. Тенденция к снижению цен сохранится в ближайший период,
несмотря на прогнозируемый рост продаж.

Области применения разъемов
Рис. 5. Области применения разъемов

Основным потребителем разъемов являет-
ся автомобильная промышленность (рис. 5).
В 2004 году наблюдался рост во всех отраслях,
что является достаточно редкой ситуацией для
рынка электронных компонентов. Особенно
важно, что вновь появился рост в области телекоммуникаций и авиационной промышленности.

Что будет

В целом, прогнозы на ближайшие 2–3 года
достаточно оптимистические, что характерно
для прогнозов, сделанных во время роста рынка. Рынок активных компонентов будет расти
согласно трехлетнему циклу — умеренный
рост в 2005–2006 годах (1,2% и 3% соответственно) и возврат к двузначным показателям
роста в 2007 году — рост на уровне 11,5%.

Для пассивных компонентов прогнозиру-
ется плавный рост на уровне 4–5% в год
на протяжении ближайших 2–3 лет. Основное благополучие в отрасли эксперты связывают с созданием механизмов по поддержанию цен и, соответственно, доходности в отрасли на должном уровне.

Рынок разъемов постепенно набирает обороты после катастрофического падения
в 2001–2002 годах. Рекордные годовые продажи в $34,9 млрд, показанные в 1999 году, планируется повторить в 2005 году. Дальнейший
рост рынка разъемов также прогнозируется
на уровне 10–12% в год.

В целом, рынок ЭК можно рассматривать как
один из главных индикаторов развития мировой экономики в целом. Общий спад мировой
экономики в 2000–2002 годах привел к самому
серьезному спаду в истории индустрии. Преодоление мирового кризиса немедленно привело к росту производства во всех областях ЭК.

Перераспределение производства и потребления ЭК по регионам также является зеркалом общемировых тенденций. Китай начинает играть доминирующую роль, причем
не только в производстве, но и в потреблении
ЭК. Производство в странах ЕС переживает
тяжелые времена, связанные как с высокой стоимостью рабочей силы, так и с высоким курсом евро. Основной стратегией развития
транснациональных компаний является перенос производства в Китай. Кроме дешевой рабочей силы и выгодного валютного курса локализация производства в Китае дает преимущество с точки зрения логистики, так как
большая доля потребителей ЭК также размещает свои производственные мощности в Китае и Юго-Восточной Азии.

Тенденция к постоянному снижению цен сохранится (за исключением коротких периодов
ажиотажного спроса на отдельные продукты),
и уменьшение издержек по-прежнему останется одним из ключевых факторов успеха.
Отрасль будет характеризоваться высоким
уровнем конкуренции и низким уровнем доходности. Данная ситуация ведет к уменьшению количества мелких производителей в связи с их банкротством или поглощением крупными компаниями.

Инновации будут по-прежнему играть большую роль в развитии индустрии ЭК. Развитие будет происходить в двух основных направлениях:

  • Развитие стандартизации — как готовых изделий, так и технологий производства, —
    направленное на удешевление стоимости
    готовой продукции.
  • Инновационные продукты, разработанные
    под специальные нужды заказчика.

Эти тенденции определяют две основные стратегии роста компаний — рост за счет увеличения доли рынка и удешевления производств
за счет экономии на масштабе, и развитие нишевых производителей, ориентированных
на разработку и производство специализированных продуктов. Ярким примером реализации первой стратегии является Infineon, ориентированный на развитие путем поглощения более мелких производителей. Примером второй
стратегии является Eurofarad, ориентированный
на производство эксклюзивных пассивных компонентов с ограниченным спектром применения и высоким уровнем цен.

На чем сердце успокоится

С какими проблемами предстоит столкнуться российским дистрибьюторам электронных
компонентов в 2005 году? Если не брать внутренние проблемы, связанные с налоговым
и таможенным законодательством, удорожанием реального курса рубля, усилением конкуренции и угрозой вступления в ВТО, то как
тенденции развития мировой экономики повлияют на российский бизнес? Для ответа
на этот вопрос интересно процитировать
Lennox Report от 4 января 2005-го. «В 2005 году
европейские дистрибьюторы столкнутся с рядом проблем, не связанных прямо с уменьшением роста спроса на электронные компоненты. Эти проблемы включают в себя необходимость модернизации компьютерных систем;
работу с новым экологическим законодательством и необходимость утилизации устаревших компонентов; потребность в сложных логистических системах; необходимость оказания технической поддержки разработчикам;
увеличение стандартов работы со стороны потребителей и поставщиков; сложность отслеживания финансовых потоков в связи с множественной локализацией партнеров; прямые
продажи производителей через Интернет; тенденции к появлению панъевропейских франшиз». На наш взгляд, эти же проблемы стоят
и перед российскими дистрибьюторами.
Те, кто сможет оптимизировать свой бизнес
согласно требованиям времени, и добьются
успеха в наступившем году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *