Подписка на новости

Опрос

Нужны ли комментарии к статьям? Комментировали бы вы?

Реклама

 

2004 №6

Виртуальные торговые площадки на российском рынке электронных компонентов

Гудин Михаил


Развитие сети Интернет оказало наибольшее воздействие на работу отраслей постиндустриальной экономики. По данным e-Business W@tch, на мировом рынке электроники более 50% предприятий участвуют в виртуальных торгах (по остальным отраслям данный показатель находится в среднем на уровне 30%).

По результатам исследования консалтинговой компании Ipsos-Reid общемировое число пользователей сети Интернет за 2003 год выросло на 7%, что было самым значительным приростом за последние четыре года. В России количество пользователей Сети выросло на 25% и в настоящий момент составляет 14 миллионов человек (рис. 1).

Российский рынок электроники, хотя и с опозданием, следует общемировым тенденциям. Согласно данным маркетингового центра «Мордовия-Москва», более половины предприятий отрасли использует Интернет при поиске комплектующих и большинство дистрибьюторов электроники имеет на корпоративном сайте интернет-магазин.

Львиная доля интернет-продаж на рынке компонентов проводится посредством виртуальных торговых площадок типа B2B (Business-to-Business), где в роли покупателя выступают дистрибьюторы или крупные конечные потребители электронной комплектации. Площадка типа В2В позволяет покупателю получить доступ к предложениям множества поставщиков, в отличие от интернет-магазинов (площадки типа В2С), где клиент ограничивается предложением одной определенной компании.

Рис. 1. Распространенность Интернет в различных странах
Рис. 1. Распространенность Интернет в различных странах

В рамках данной статьи мы остановимся на кратком описании деятельности основных электронных торговых порталов В2В, работающих на российском рынке электронных компонентов.

Очевидно, что современные российские поисковые системы комплектующих (табл. 1), по сути, не являются виртуальными торговыми площадками в широком смысле этого термина, так как за редким исключением на подобных интернет-ресурсах не происходит заключения сделок между поставщиками и покупателями. В лучшем случае интерфейс российского поисковика позволяет автоматизировать отправление запросов на поиск необходимого компонента, а также введения предложений на искомую позицию.

Как видно из таблицы, количество поставщиков поискового ресурса достаточно сильно зависит от возраста и предоставляемого сервиса.

В целом, данные площадки можно разделить на две большие группы:

  1. поисковики по online-предложениям поставщиков, сканирующие множество различных удаленных баз данных;
  2. поисковики по offline-предложениям, сосредоточенным на сервере компании, поддерживающей площадку.

Изложенной классификации не соответствует только портал icmania.com, с недавнего времени предложивший комбинированный поиск как по online-, так и по offline-предложениям поставщиков.

Старейшей и самой популярной площадкой на российском рынке электронных компонентов является поисковик Einfo.ru, на котором представлены предложения более чем 200 поставщиков комплектации. На данном портале можно получить информацию о компаниях, предлагающих искомую позицию, но нельзя отправить групповой запрос непосредственно из окна площадки. На Einfo.ru ведется статистика просмотров данных о поставщиках, а также прямых переходов на их сайт, реализована возможность публикации новостей для зарегистрированных пользователей, функционирует форум.

Таблица 1. Основные российские торговые В2В площадки на рынке электронных компонентов
Таблица 1. Основные российские торговые В2В площадки на рынке электронных компонентов
Примечание: * По данным компании «Компэл».

Для размещения прайс-листа на данном портале долгое время было достаточно зарегистрироваться. Но в результате роста количества поставщиков и номенклатуры предлагаемой продукции Einfo столкнулся с серьезной проблемой предоставления недостоверной информации в предложениях. В итоге, в июне 2004 года администрация портала ужесточила требования к размещаемым прайс-листам, обязав поставщиков предлагать только складские позиции и указывать их цену, а также обновлять предложение еженедельно. Подобные санкции вызвали бурю возмущений среди поставщиков. По тем или иным причинам число компаний, «играющих» на Einfo в период с осени 2003 года по июль 2004 года, сократилось с 250 до 209 (почти на 20%).

Украинский портал Iclogic.com начал свою деятельность в 2002 году и на текущий момент предоставляет возможность провести поиск по offline-предложениям более шестидесяти поставщиков. Для зарегистрированного пользователя портала реализована возможность автоматической отправки запроса, а также размещения ответа на запрошенную позицию. Кроме того, на портале организован так называемый «виртуальный офис», благодаря которому каждый сотрудник компании может обладать в системе собственным адресом, телефоном, адресом электронной почты и специализацией. Таким образом, различные менеджеры одной фирмы имеют возможность вносить изменения в прайс-лист и получать запрос по «своим» компонентам.

Поиск на площадке Icmania.com происходит в основном по online-предложениям более 50 российских поставщиков, а также по складам крупных иностранных дистрибьюторов (Avnet, EBV, Newark). По результатам поиска можно получить не только информацию о предложениях по запрашиваемой позиции, но и ее техническое описание (дается ссылка на порталы usbid.com и datasheetlocator.com).

Новая российская поисковая система Chipportal.com начала работать в июне 2004 года и на текущий момент предоставляет доступ к offline-предложениям 50 поставщиков. Для зарегистрированных пользователей поисковика автоматизирован ввод запросов и предложений, реализован «виртуальный офис» и «виртуальный секретарь». Подобно американской площадке ICSource, Chipportal.com позволяет пользователям ознакомиться с отзывами о поставщиках, осуществлять расширенный поиск позиций (реализован фильтр поиска по цене, количеству, производителю и наличию на складе). На портале ведется база проблемных компонентов, а также статистика по наиболее предлагаемым позициям и производителям. Chipporal.com является единственной из российских площадок, доступной в англоязычной версии.

Площадка Efind.ru представляет собой поисковик по удаленным предложениям. В связи с технической сложностью сканирования большого объема данных на множестве различных серверов, в июне 2004 года online-предложения нескольких крупнейших поставщиков были отключены от портала, а подключение новых пользователей было приостановлено.

Online-поиск на сайте Caxapa.ru производится по предложениям ограниченного числа поставщиков, располагающих, по мнению администрации, не только обширным складом, но и достоверным прайс-листом. В данный момент предложения на портале размещают всего лишь 4 поставщика электронных компонентов.

Система самообслуживания Interself.ru предлагает покупателю комплектации самостоятельно найти компонент на иностранных складах посредством различных поисковых систем, списков производителей и дистрибьюторов. В свою очередь Interself.ru предлагает оказать услугу по доставке найденной позиции из-за границы.

Торговые площадки типа В2В чаще всего поддерживаются компаниями-дистрибьюторами, получающими посредством поисковика доступ к информации, позволяющей проводить анализ спроса и предложения, а также непосредственно выходить на новых клиентов. Кроме того, многие заграничные площадки поддерживаются независимыми организациями, предоставляющими платный доступ к своей базе данных.

На сегодняшнем российском рынке электроники платных поисковиков не существует, что, скорее всего, обусловлено его ничтожными масштабами. По оценкам Future Horizons, российский рынок составляет 0,5% общемирового; из таблицы видно, что количество участников на крупнейших русскоязычных площадках на порядок меньше, чем на англоязычных.

Тем не менее в ближайшем будущем возможно появление платных российских поисковиков электроники. В частности, портал Einfo.ru планирует с сентября ввести ежемесячную плату в $30 за размещение предложений на портале. Цена сопоставима со стоимостью доступа к крупнейшим западным и азиатским площадкам, с описанием деятельности которых можно ознакомиться в статье «Виртуальные торговые площадки на мировом рынке электронных компонентов» («КиТ» № 8'2003).

Выводы

Бурное развитие сетевых технологий вызвало массовое распространение интернет-продаж на мировом и российском рынках электронных компонентов.

Главным информационным ресурсом, поддерживающим виртуальные торги электроникой, является онлайновая торговая площадка типа В2В, связывающая покупателя со множеством поставщиков. На современном российском рынке функционирует более 6 подобных интернет-порталов.

Основными проблемами современных российских площадок являются недостоверность размещаемой информации в предложениях поставщиков, а также техническая несостоятельность многих программных и аппаратных решений. В скором будущем на российском рынке могут появиться платные интернет-биржи по торговле электронными компонентами.

Источники

Скачать статью в формате PDF  Скачать статью Компоненты и технологии PDF

 


Сообщить об ошибке