Подписка на новости

Опрос

Нужны ли комментарии к статьям? Комментировали бы вы?

Реклама

 

2003 №8

Виртуальные торговые площадки на рынке электронных компонентов

Елизаветинков Виталий  
Гудин Михаил  

Онлайновые продажи на мировом рынке электронных компонентов демонстрируют устойчивый рост. Согласно исследованиям консалтинговой компании e-Business W@tch (e-BW), на сегодняшний момент электроника лидирует в использовании интернет-продаж среди других отраслей (рис. 1).

Рис. 1. Интернет в качестве инструмента торговли
Рис. 1. Интернет в качестве инструмента торговли

Использование Интернете при закупке электронных комплектующих позволяет компаниям существенно снизить затраты на связь, логистику и складирование, расширяет выбор поставщиков, упрощает финансовые процедуры. Львиная доля интернет-торгов электронными компонентами проходит при помощи виртуальных торговых площадок. Под термином виртуальная (или онлайновая) торговая площадка (e-marketplace) подразумевается интернет-сайт, где заключаются сделки между продавцом и покупателем, осуществляется проведение финансово-торговых транзакций.

По принципу торговой системы данные площадки можно разделить на два типа: «бизнес для клиентов» (Business-to-Customer, сокращенно B2С) и «бизнес для бизнеса» (Business-to-Business, B2B).

Площадка типа B2C представляет собой электронный магазин (часто web-сайт фирмы-поставщика), где торги происходят в рамках связи продавец — покупатель. При использовании данного ресурса клиент (как правило, конечный потребитель компонентов) ограничивается предложениями одной определенной компании.

В отличие от B2С площадки типа B2B строятся по принципу двустороннего обмена между поставщиками и клиентами. Здесь в роли покупателя выступают независимые дистрибьюторы или крупные производители, потребляющие электронику.

Доступ к площадке типа B2B позволяет покупателю получить предложения по запрашиваемому компоненту от множества компаний всего мира. По данным e-BW, 94% поставщиков, занимающихся онлайновой торговлей электронными компонентами, используют интернет-сайт своей компании в качестве канала продаж, а 65% выставляют свои предложения на площадках типа B2B. Торговые площадки типа B2B (таблица) поддерживаются либо компаниями-посредниками, либо фирмами, предоставляющими платный доступ к своей базе данных.

Таблица. Основные виртуальные торговые площадки В2В на рынке электронных компонентов
Площадка Сайт Год основания Доступ Числло занятых Число поставщиков
Usbid http://www.usbid.com 1998 бесплатный 70 >2000
PartMine http://www.freetradezone.com 1993 бесплатный 550 >6000
Virtual Chip Exchange http://www.virtualchip.com/ 1997 бесплатный 50 >150000
IC Mart http://www.icmart.net/ 1998 бесплатный 23 > 8000
Trader First http://www.traderfirst.com 2000 платный н/д н/д
Net Components http://www.netcomponents.com 1997 платный н/д >1200
ChipsTrader http://www.chipstrader.com/ 2002 платный н/д >3500
BrokenForum http://www.brokerforum.com/ 1996 платный н/д >3000
IC Source http://icsource.com/ 1996 платный н/д >3500
Hi-Tech Parts http://hitechparts.com/ 2002 платный н/д >1200

Американская торговая площадка Usbid выступает в роли посредника, то есть самостоятельно осуществляет продажу компонентов из предлагаемой базы данных. С помощью данной площадки покупатель может получить информацию о географическом местонахождении необходимых компонентов, а доставку и гарантии качества Usbid берет на себя. В базе данных этой торговой площадки содержатся предложения более 2000 поставщиков.

Один из старейших американских независимых дистрибьюторов — компания PartMiner также является посредником между потребителем и более чем 6000 поставщиками по всему миру. Зарегистрировавшись на сайте компании, можно бесплатно осуществить поиск по 20 крупнейшим дистрибьюторам и получить доступ к технической библиотеке, содержащей описания свыше 15 млн электронных компонентов более чем от 2000 производителей. Кроме того, компания предоставляет платные услуги, воспользовавшись которыми, можно осуществлять поиск компонента по параметрам, получать информацию по комплектующим, снятым с производства, рекомендации по применению компонентов и доступ к подробным техническим описаниям.

Площадка Virtual Chip Exchange, поддерживаемая немецкой компанией Consumer Eelectronic, ориентирована на посредничество между покупателями и производителями, потребляющими микросхемы и располагающими их излишками, суммарную стоимость которых компания оценивает в $30 млрд. В базе данных площадки содержится информация о продаваемых излишках 150000 производителей OEM (original equipment manufacturers), годовой оборот компании превышает $80 млн.

Еще одна американская площадка netCOMPONENTS предоставляет платный доступ к базе предложений более чем 1200 франчайзинговых и независимых дистрибьюторов, располагающих складскими запасами более 19 млн наименований компонентов. Компания не поддерживает своим сервисом продажу ЭК, а представляет собой платформу, на которой пользователям предлагаются необходимые сведения о поставщике, точном названии компонента, производителе, дате выпуска и имеющемся в наличии количестве.

Площадки BrokerForum и IC Source предоставляют аналогичные NetCOMPONENTS услуги, но их интерфейс позволяет автоматизировать процесс получения условий поставки (цены, сроки) от конкретных поставщиков.

Доступ к площадке BrokerForum дает возможность осуществлять поиск в базе из 11 млн компонентов практически всех производителей от 3000 поставщиков. Брокерам и дистрибьюторам электронных компонентов BrokerForum предоставляет возможность бесплатной загрузки списка склада.

Площадка IC Source располагает данными с предложениями о 14 млн наименованиях компонентов более чем от 3500 поставщиков. В отличие от BrokerForum, поставщики размещают предложения платно, что ограничивает проникновение лживой информации, кроме того, площадка позволяет знакомиться с отзывами клиентов о зарегистрированных поставщиках и вводить свои комментарии по поводу качества их работы.

В последние годы на рынке электронных компонентов наметилась тенденция устойчивого укрепления позиций азиатских компаний. Наращивание производства при одновременном перераспределении собственности в пользу стран Юго-Восточной Азии (Тайвань, Сингапур, Гонконг, Филиппины, Малайзия, Южная Корея, Индонезия, Китай) происходило на фоне стагнации в Северной Америке и Европе, а также резкого спада в Японии (рис. 2).

Рис. 2. География мирового рынка полупроводниковых компонентов
Рис. 2. География мирового рынка полупроводниковых компонентов

В 2002 году азиатские компании, занимающиеся электроникой, опередили Европу по активности участия в электронной торговле (рис. 3). Устойчивый рост отрасли инициировал бурное развитие виртуальных торговых площадок.

Рис. 3. Участие компаний электроники в электронных торгах
Рис. 3. Участие компаний электроники в электронных торгах

Ведущая азиатская торговая площадка Trader First расположена в Гонконге. Наряду с предоставлением данных о поставщиках, предлагающих необходимый компонент, зарегистрированному пользователю доступен дополнительный сервис, который включает получение информации о последних предложениях и покупках в хронологическом порядке; получение списка трудно находимых, часто запрашиваемых и часто просматриваемых компонентов; списка из 13000 компонентов с кратким техническим описанием.

Южнокорейская компания IC-Mart подобно Usbid позволяет пользователю осуществить поиск компонента по наименованию и, выбрав интересующее предложение, послать запрос на квотирование, которое проводит самостоятельно. В базе площадки содержатся предложения более чем от 8000 поставщиков.

Молодая азиатская компания ChipsTrader предоставляет услуги, подобные BrokerForum и IC Source, содержит предложения более чем от 3500 поставщиков и ежедневно обрабатывает свыше 5000 запросов.

Одним из препятствий, сдерживающих развитие виртуальных торговых площадок на рынке электронных компонентов, является проблема недобросовестных поставщиков. Нарушение сроков поставки, повышение цен после размещения заказа или некачественный товар может ждать любого клиента, покупающего электронику посредством независимой площадки.

В целях предотвращения подобных неприятностей в 1996 году дистрибьюторами была создана Международная ассоциация реселлеров электроники — ERAI (Electronic Resellers Association International). Члены Ассоциации получают еженедельный отчет по проблемным ситуациям в отрасли и имеют доступ к базе данных, хранящей архив всех зафиксированных проблемных историй. Торговая площадка Hi-Tech Parts была организована владельцами ERAI. Ее участники (более 1200 поставщиков) подвергаются пристальному контролю со стороны Ассоциации на соответствие нормам этики и профессионализма.

Российский рынок электроники хоть и с запозданием, но следует общемировым тенденциям. На текущий момент на рынке работает несколько электронных торговых площадок типа B2B, большинство производителей и дистрибьюторов обладают корпоративными сайтами.

Площадка e-info объединяет более 250 производителей и поставщиков электронных комплектующих. Интерфейс площадки не позволяет осуществить запрос по необходимому компоненту с сайта, а большинство размещаемой поставщиками информации, к сожалению, является недостоверной или неполной.

Система самообслуживания Interself предоставляет покупателям возможность самостоятельного поиска импортных компонентов на зарубежных складах дистрибьюторов, онлайновых торговых площадках и производителей. Использование данной системы в российских условиях осложнено языковыми барьерами, низким качеством связи и высокими ценами, выставляемыми на сайтах дистрибьюторов.

По мнению международной консалтинговой компании А. Т. Картни, проведшей всестороннее исследование 17 крупнейших онлайновых бирж, торгующих электронными компонентами, в ближайшем будущем выживут только те площадки, которые будут способны обеспечить полноценную функциональную цепочку, включающую три элемента: содержание, сотрудничество и коммерцию. Под содержанием здесь понимается необходимость поддержки площадкой технической базы комплектующих (библиотека описаний, рекомендации по применению, поиск замены), а под сотрудничеством — оказание консультационных услуг клиенту, касающихся максимально широкого спектра вопросов (от надежности поставщика до методов поставки).

К сожалению, опыт показывает, что современные российские виртуальные площадки сосредоточились только на последнем звене цепочки — коммерции.

Скачать статью в формате PDF  Скачать статью Компоненты и технологии PDF

 


Сообщить об ошибке