Подписка на новости

Опрос

Нужны ли комментарии к статьям? Комментировали бы вы?

Реклама

 

2007 №5

Электроника, встроенная в одежду – технологии и перспективы (часть 2)

Самарин Александр


Компания Toshiba представила несколько концептов носимой электроники на выставке CeBIT в Ганновере.

Все статьи цикла:

Концептуальные новинки носимой электроники

Компания Toshiba представила несколько концептов носимой электроники (рис. 21) на выставке CeBIT в Ганновере. Это часы-КПК, цифровой бумажник, система просмотра видеоизображения через микродисплеи, вмонтированные в очки и MP3-наушники.

Концепты носимой электроники Toshiba
Рис. 21. Концепты носимой электроники Toshiba

Часы-КПК основаны на современных информационных технологиях, с помощью этих часов можно даже проводить видеоконференции. В них интегрированы модули беспроводной связи Bluetooth и Wi-Fi, благодаря которым можно будет просматривать и телепередачи.

А японская корпорация Dainippon Printing разработала свой вариант исполнения электронного бумажника будущего (рис. 22). По внешнему виду он напоминает МР3-плеер.

Цифровой бумажник будущего Dainippon Printing
Рис. 22. Цифровой бумажник будущего Dainippon Printing

На дисплее этого устройства можно увидеть текущий баланс своего бюджета и последние сделанные покупки. Для связи с кассовыми аппаратами он использует инфракрасный порт, Bluetooth и сканер отпечатков пальцев. Планируется начать массовое производство таких электронных кошельков.

Тапочки со встроенной функцией пылесоса

Тенденция встраивания различных полезных устройств добралась и до домашних тапочек (рис. 23). Зачем впустую ходить по комнатам? Можно заодно и пол пропылесосить! В подошвах таких тапочек размешаются сопла пылезаборников, контейнеры для пыли, источник питания и электродвигатель с воздушной турбинкой.

Тапочки с пылесосом
Рис. 23. Тапочки с пылесосом

Военные приложения для носимой электроники

Интегрированная боевая солдатская система Land Warrior

Программа Land Warrior — первая интегрированная боевая солдатская система — зародилась более десяти лет назад. Цель программы — перевооружить солдат с помощью новых информационных технологий. Система Land Warrior состоит из носимого, встроенного в униформу компьютера, а также рации, системы управляемого оружия. В шлем встраивается окологлазный микродисплей, а система навигации — в пояс и ботинки. Все эти устройства связаны между собой интерфейсами. Солдат может передавать голосовые и цифровые данные, команды, изображения, как другим членам своего подразделения, так и командирам подразделений.

Функции интегрированной солдатской униформы:

  • двусторонняя радиосвязь;
  • навигационная система;
  • регистратор событий операции;
  • трекинг событий реального времени;
  • видеотрансляция картинки с места событий;
  • мониторинг физиологического состояния солдата.

Разработка экипировки воина будущего включает в себя не только проекты, касающиеся самого оружия, но и системы постоянного контроля физического состояния солдата — Personal Status Monitor (PSM).

Вскоре появятся новые типы нательной «умной одежды» для военнослужащих (Smart Shirt), которая будет содержать систему датчиков для мониторинга состояния и положения. Это датчики локальной температуры тела бойца, его ЭКГ, пульса, наличия ранений или ожогов, контроля целостности одежды. Нательная рубашка пронизана оптоволоконными нитями, которые позволяют, в частности, косвенно контролировать целостность кожного покрова. При проникающих ранениях нарушается локальная проводимость оптической сети. Определяется положение зон поражения на теле пулей или осколками и тип ранения, а также тип поражения и ожог.

В эту одежду могут быть встроены микрошприцы с электронным управлением от автономного носимого компьютера или с терминала командира подразделения для введения антишоковых препаратов или противоядий. Активация шприцев происходит как по инициативе самого бойца, так и по команде из блока носимой электроники или же по радиоканалу из командного терминала на основании показаний датчиков при потере бойцом сознания, например, после ранения или в результате контузии. Для проведения операций в экстремальных погодных условиях в одежду солдата может быть встроена система кондиционирования для поддержания комфортного температурного режима.

«Умная одежда» может быть совмещена с бронежилетом. Защитная одежда, кроме армированных силовых элементов, содержит также интегрированные датчики пульса, температуры, датчики механических повреждений текстильной «брони».

Вшитый в пояс бойца массив вибраторов для бесшумной подачи команд

Для бесшумной подачи команд бойцам предложено использовать пояс с 16 встроенными миниатюрными вибромоторами. В таком поясе находится также схема управления и приемник дистанционного управления. Команды бойцам посылаются по радио из терминала командира подразделения. Для кодирования команд используется система, аналогичная той, что применяется в азбуке Брейля. Могут быть переданы команды такого содержания: остановиться; посмотреть влево, вправо; бежать; двигаться вперед/назад, вправо/влево, быстро/медленно и т. д.

Куртка с акустической антенной

Такая амуниция пригодится для оснащения бойцов различных специальных подразделений. В куртку вшиты четыре микрофона, в ней также размещены соединительные кабели, усилители, АЦП, сигнальный процессор с памятью (рис. 24). Функции этой одежды — определение местоположения источника звука, усиление звука, удаление шумов, автоматический перевод речи. Определяется направление и дистанция для фокусировки носимой видеокамеры. Для обработки речи от нескольких говорящих используется сложный алгоритм. Для определения координат источника звука применяется триангулярный метод.

Размещение встроенных микрофонов в куртке
Рис. 24. Размещение встроенных микрофонов в куртке

«Жидкая броня» (liquid armor)

Известно, что для защиты тела человека от проникающего действия пуль и осколков используются бронежилеты различной конструкции. Обычно в чешуйчатой конструкции бронежилетов применяется набор стальных или титановых пластин, керамические плитки или же многослойные кевларовые пакеты. Металлические или керамические пластины существенно утяжеляют жилет, а кевлар теряет свою прочность при намокании. У всех бронежилетов чешуйчатого типа есть существенные недостатки: они громоздки, неудобны и малоэффективны, поскольку не защищают все тело человека.

Разработанные недавно технологии «жидкой брони» (рис. 25) позволяют, во-первых, формировать бронежилет практически любого сложного профиля и тем самым решить проблему тотальной защиты всего тела, а, во-вторых, обеспечить максимальную эластичность и комфортность применения. Материал имеет два состояния — эластичное в неактивном состоянии и сверхтвердое, когда защита «включена». В настоящее время существует две различных технологии «жидкой брони». В первой используется специальная жидкость из наночастиц (практически «жидкий металл»). Она называется «быстро затвердевающая жидкость» (shear thickening fluid). Жидкость находится в оболочке между двумя слоями прочной ткани и не испаряется. Она способна стать сверхпрочным панцирем за миллисекунды под воздействием внешнего «возбудителя»: пули, ножа и т. п. Давление удара при попадании пули будет распределено по большой площади, поскольку чем больше сила удара, тем больше площадь «затвердевания» жидкости. В результате человек почувствует только толчок, эквивалентный отдаче при выстреле. Это позволит создавать легкие бронежилеты, полностью защищающие всю площадь тела человека.

«Жидкая броня» первого типа
Рис. 25. «Жидкая броня» первого типа

В другой технологии в качестве материала с модифицируемыми свойствами используется магнитная жидкость (magnetorheological fluid — MR). Для того чтобы жидкость «окаменела», требуется использование сильного внешнего магнитного поля. Включение защиты в этом случае производится солдатом вручную. Питание на катушки, формирующие магнитное поле, подается от носимого источника тока.

Второй вариант более громоздкий, и в нем нет автоматики. Однако защитные свойства его довольно высоки.

Первый тип технологии уже прошел этапы НИР и ОКР. На 2007 год намечен выпуск опытной партии бронежилетов для проведения армейских испытаний. Технология с магнитной жидкостью будет отрабатываться еще лет пять, до принятия окончательного решения об ее практическом применении.

Источники энергии для носимой электроники

В настоящее время для питания устройств носимой электроники используются следующие виды источников питания:

  • химические элементы питания;
  • аккумуляторы (металл-гидридные и полимерные);
  • топливные элементы;
  • термогенераторы;
  • пьезопреобразователи;
  • преобразователи кинетической энергии в электрическую.

Проводимые разработки направлены в первую очередь на создание новых технологий, обеспечивающих компактные размеры источников при большой энергоемкости, а также экологичность и малую цену.

Полимерные аккумуляторы

Компания Zinc Matrix Power совместно с корпорацией Intel разработала новую технологию следующего поколения источников питания мобильных устройств и портативных компьютеров, которая позволит им работать беспрерывно до 10 часов (рис. 26).

Пакетик аккумулятора 1,6 В 10 А/час
Рис. 26. Пакетик аккумулятора 1,6 В 10 А/час

Полимерный перезаряжаемый аккумулятор может использоваться и для питания носимой электроники. В 2006 году должен был начаться коммерческий выпуск источников питания данного типа.

Пьезоэлектрический генератор в ботинке

Пока это скорее концептуальное устройство: в нем производится преобразование кинетической энергии в электрическую. Вырабатываемой таким генератором энергии хватит только для питания маломощной электроники. Принцип работы устройства показан на рис. 27. В подошву ботинка встроен пружинный элемент и пластины пьезолементов. При ходьбе возникают периодические деформации пружины, которые передаются на пьезоэлементы. Далее энергия может накапливаться в буферном аккумуляторе.

Ботинок с пьезоэлектическим источником питания
Рис. 27. Ботинок с пьезоэлектическим источником питания

Термогенераторы

Разрабатывается не только «умная одежда», но и «умная ткань». Компания Infineon Technologies создала встроенный в ткань термогенератор, питающий носимую микроэлектронику за счет разности температур между телом человека и внешней поверхностью одежды, составляющей в среднем около 5 °C. Пока что созданный чип-термогенератор имеет выходную мощность порядка нескольких микроватт на квадратный сантиметр поверхности. Этого уже достаточно для питания вшитых в одежду медицинских датчиков и микросхем. В дальнейшем планируется создать полностью автономное обеспечение и для элементов одежды.

На рис. 28 показан чип микроминиатюрного КМОП-термогенератора. Мощность его не велика — всего около 1,0 мкВт/см. Выходное напряжение — 10 В/см без нагрузки. Такой энергии вполне достаточно, например, для питания электронной схемы наручных часов. Термоэлектронный генератор может быть вмонтирован непосредственно в ткань. Для соединения с шинами питания используются два металлических контакта модуля термогенератора, размещенных с холодного и теплого краев базовой пластины.

Структура термогенератора для использования в «электронной одежде» или «носимой электронике» (wearable electronics)
Рис. 28. Структура термогенератора для использования в «электронной одежде» или «носимой электронике» (wearable electronics)

Куртка с солнечными батареями

Американская компания SCOTTeVEST разработала куртку с солнечными батареями, с помощью которых можно за несколько часов заряжать мобильные устройства (рис. 29). В плечи куртки вшиты гибкие солнечные батареи.

Куртка с солнечными элементами питания
Рис. 29. Куртка с солнечными элементами питания

Солнечная энергия накапливается в плоских, тоже вмонтированных в куртку аккумуляторных батареях, откуда по проводам поступает во все карманы для подключения носимых электронных устройств. «Умное» зарядное устройство снабдит энергией только те приборы, которые в ней нуждаются.

Система индукционной подзарядки встроенных в одежду аккумуляторов

Аккумуляторные батареи, встроенные в одежду, можно заряжать различными способами. Самое простое — вытаскивать их из отсеков одежды и использовать для зарядки внешнее типовое зарядное устройство с питанием от сети. Или же подключать зарядное устройство к разъему батарейного отсека в одежде. Наиболее практичным и интересным решением для зарядки встроенных в одежду аккумуляторных батарей является применение устройства с беспроводной индукционной системой передачи энергии. Плоские полимерные аккумуляторы размещены в плечевом отсеке куртки. Там же помещается катушка приемной антенны и модуль контроллера заряда батарей. На рис. 30 показан модуль питания, вшитый в куртку с индукционной системой зарядки.

Индукционный приемник (катушка приемной антенны), зарядное устройство и аккумулятор
Рис. 30. Индукционный приемник (катушка приемной антенны), зарядное устройство и аккумулятор

Индукционный передатчик питается от сетевого адаптера. Он вмонтирован в корпус «плечиков» — вешалки для одежды (рис. 31). Одежда вешается вечером на «плечики», и включается подзарядка. Зарядка производится в течение 3–4 часов.

Беспроводное зарядное устройство-вешалка
Рис. 31. Беспроводное зарядное устройство-вешалка

Топливные элементы

Этот новый тип элементов питания уже давно предлагается в качестве перспективного экономичного источника питания для носимой электроники (рис. 32). Принцип работы метанолового топливного элемента кажется очень простым. Метанол смешивается с водой и поступает на мембрану, где в присутствии кислорода происходит химический процесс разложения углеводородного топлива на воду и углекислый газ. Реакция сопровождается получением некоторого количества электричества, которое может использоваться для питания носимой электроники. Сложность реализации такого устройства состоит не только в изготовлении мембраны, благодаря которой и происходит реакция, но и в организации утилизации выделяющихся отходов — воды и углекислого газа.

Топливные элементы питания Casio
Рис. 32. Топливные элементы питания Casio

Пока что устройства топливных элементов очень сложны и не технологичны, в них используются программно управляемые водяные насосы и клапаны, а также система накопительных резервуаров. Все это увеличивает стоимость батареи и отрицательно сказывается на ее надежности.

Персональная коммуникационная сеть ближнего уровня

Одним из ключевых элементов «носимой электроники» является коммуникационная среда, которая предназначена для связи различных компонентов таких устройств между собой, а также для связи их с внешними устройствами (рис. 33). Разработка концепций для коммуникационной среды носимой электроники началась еще в конце 1990-х годов.

Структура коммуникационных каналов в пространстве носимой электроники
Рис. 33. Структура коммуникационных каналов в пространстве носимой электроники

Условно коммуникационную среду можно разделить на три составляющих:

  • Body Area Network (BAN) — среда ближнего (нательного) уровня;
  • Personal Area Network (PAN) — персональная сеть;
  • Wireless Local Area Network (WLAN) — беспроводная локальная сеть.

Среда ближнего уровня может обеспечивать, например, связь массивов датчиков или актуаторов, размещенных на одежде, с усилителями и выходными драйверами. Персональная сеть обеспечивает обмен данными между носимыми электронными устройствами, например мобильным телефоном, камерой, МР3-плеером, электронным бумажником. Сети BAN и PAN образуют персональное пространство. Связь с внешним по отношению к конкретному индивидууму окружением может обеспечиваться через такую среду WLAN, как GSM/GPS или же канал Bluetooth.

Полоса частот, используемая для каналов BAN, небольшая. Коммуникации уровня BAN могут быть реализованы тремя способами.

В первом применяются проводные соединения — например, датчиков с микропроцессором. Вторая категория соединений использует в качестве среды само тело человека. При этом необходим контакт электродов приемника и передатчика с кожей человека. Одну из таких систем передачи в 2004 году запатентовала компания Microsoft. Третий тип коммуникаций — беспроводный, например, Bluetooth или Wibree. Канал PAN требует существенно большей полосы пропускания.

Инфракрасный канал (типа IRDA) не подходит для применения в персональной сети. Передача данных в нем производится по линии луча ИК-передатчика, поэтому трудно обеспечить размещение всех устройств, носимых на теле человека, таким образом, чтобы удовлетворить данному условию. Можно, конечно, использовать канал с диффузным рассеянием — за счет использования отражения от окружающего пространства, но при этом потребляемая мощность возрастает в десятки и сотни раз, а надежность работы канала будет зависеть от окружающей среды. Если же использовать в качестве среды передачи электрическое поле, а тело — в качестве «мокрого» проводника, то мощность, требуемая для передачи данных, будет всего несколько милливатт.

Технологии персональной сети с каналом передачи данных через тело человека

Принцип организации персональной сети передачи данных с использованием тела человека в качестве проводника электрических сигналов был разработан сотрудниками корпорации IBM совместно с учеными Массачусетского Технологического Института в 1995 году. На рис. 34 показана эквивалентная схема среды для персональной сети передачи данных.

Принцип работы среды для персональной сети передачи данных
Рис. 34. Принцип работы среды для персональной сети передачи данных

В первых прототипах системы передачи использовалась несущая частота 330 кГц. Скорость передачи — 2400 бод. Применялась амплитудная модуляция. Созданный прототип системы позволял, в частности, автоматически производить обмен файлами визиток при рукопожатии.

На рис. 35 показана эквивалентная схема тракта передачи PAN.

Эквивалентная схема тракта передачи PAN
Рис. 35. Эквивалентная схема тракта передачи PAN

Качество передачи в канале будет зависеть от согласования дифференциальных цепей.

Безусловно, по сравнению с радиоканалом дальнего уровня данный канал очень чувствителен к среде передачи, каким является тело человека. При движении человека возникает разбалансировка схемы тракта (меняются емкостные компоненты A, B, C, D) и, следовательно, уменьшается помехозащищенность канала. На уровне технологий передачи сигналов для того времени (1995–1996 гг.) проблема создания надежного канала так и не была решена, и метод передачи данных через кожу человека не получил практического применения. Но в это же время начали развиваться и внедряться интерфейсы IRDA и Bluetooth, технологии RFID, ZigBee, а идея передачи сигналов через тело была отодвинута на второй план. Однако исследования в данном направлении продолжали вести несколько ведущих американских и японских фирм. И к 2004 году были разработаны аппаратные и программные средства, которые уже могли обеспечить надежный и скоростной канал передачи данных при использовании тела человека. В июне 2004 года Microsoft получает патент на технологию передачи данных через тело человека. А уже в августе, сентябре и октябре появляются сообщения о разработке и успешных испытаниях прототипов аналогичных систем сразу от нескольких фирм — немецкой Ident Technology и двух японских — NTT и Matshushita Electric. Следует отметить, что в патенте Microsoft не содержится каких-либо конкретных данных по реализации канала — только общие слова (содержимое патента доступно на сайте http://patft.uspto.gov/). Сейчас нет данных о практическом использовании компанией Microsoft своего патента. А вот другие фирмы уже объявили о готовности поставлять на рынок свою технологию.

Технология Skinplex

Данная технология нательной персональной сети передачи данных разработана немецкой фирмой Ident Technology AG. Эта технология запатентована. Было заявлено, что она не попадает под патент Microsoft, и конфликта между двумя компаниями по поводу приоритета не будет. В качестве среды для передачи кодовых посылок идентификации и управления используется кожа человека. Сигналы могут передаваться или при касании зоны приемника, или же при нахождении в зоне действия приемника. В ряде приложений эта технология является альтернативой RFID. Несущая частота сигнала 195 кГц.

Области применения:

  • управление кодовыми электронными замками автомобилей, сейфов, входных дверей (рис. 36);
  • Комфортный доступ к электронному замку автомобиля через Skinplex
    Рис. 36. Комфортный доступ к электронному замку автомобиля через Skinplex
  • санкционированный проход на территорию предприятия или в здания;
  • идентификация персонала на предприятиях, в системах индивидуальной безопасности;
  • идентификация пользователя компьютера (рис. 37);
  • Контроль состояния водителя и идентификация (стрелками указаны зоны сенсоров приемника)
    Рис. 37. Контроль состояния водителя и идентификация (стрелками указаны зоны сенсоров приемника)
  • интеллектуальные выключатели бытовой техники (рис. 38);
  • Система безопасности при работе с электроинструментом
    Рис. 38. Система безопасности при работе с электроинструментом
  • система с «говорящими товарами» (рис. 39);
  • Реализация сценария «говорящий товар». Информация о свойствах выбранного клиентом товара транслируется на дисплей мобильного телефона через персональную сеть Skinplex
    Рис. 39. Реализация сценария «говорящий товар». Информация о свойствах выбранного клиентом товара транслируется на дисплей мобильного телефона через персональную сеть Skinplex
  • противокражная идентификация товара.

Электронный модуль транспондера данной технологии может находиться в любом кармане одежды. Прямой контакт с кожей не требуется.

Выход на рынок устройств и систем, использующих данную технологию, планируется уже на 2007 год. Отмечено, что часть проектов с использованием традиционных RFID в настоящее время переориентируется на более привлекательную и дешевую технологию Skinplex. В частности, в ряде ведущих клиник планировалось проведение работ по «вшиванию» под кожу чипов RFID для идентификации персонала и пациентов. Однако с появлением неинвазивной технологии Skinplex эти работы прекращены и переориентированы на новую технологию идентификации.

Технология PAN RedTacton

RedTacton (красный тактильный рецептор) — еще одна технология персональной коммуникационной среды (Human Area Networking), в которой человеческое тело используется в качестве среды для организации высокоскоростного канала передачи данных как между устройствами носимой электроники, так и внешними электронными устройствами.

Технология разработана одним из телекоммуникационных гигантов Японии — компанией NTT (Nippon Telegraph and Telephone Corporation). Сообщения об этом появились в октябре 2004 года.

Освоением и внедрением технологии занимается подразделение NTT — RedTacton (www.redtacton.com).

Особенности данной технологии таковы. Обмен — двусторонний, инициализируется при прикосновении к зоне приемника. Скорость передачи данных — 10 Mбит/с. Протокол: TCP/IP. По сути, параметры канала, как у 10-мегабитного Ethernet. Поддерживаются дуплексный и полудуплексный режимы. Возможна передача данных между несколькими абонентами персональной сети. Протокол обеспечивает обработку коллизий и управление приоритетами при передаче. Способ модуляции и метод кодирования пока не известны. Скорее всего, используются те же методы кодирования, которые применяются в проводных высокоскоростных, например, SHDSL-модемах. Для обработки сигнала приемника используется цифровая фильтрация, позволяющая восстанавливать слабый полезный сигнал на фоне различных помех и артефактов.

Эта технология существенно отличается от известных технологий типа Bluetooth или IR.

RedTacton использует микромощные сигналы электрического поля. Коммуникационный контакт инициализируется от прикосновений любых поверхностей тела — рук, ног, пальцев, торса — к зоне транспондера другого абонента сети «точка-точка» (рис. 40). При этом непосредственный контакт с кожей человека вовсе не обязателен: технология RedTacton обеспечивает устойчивый канал связи и при работе через одежду, перчатки или обувь.

Связь «точка-точка» между двумя устройствами сети RedTacton
Рис. 40. Связь «точка-точка» между двумя устройствами сети RedTacton

Благодаря использованию нового суперчувствительного электрооптического датчика в канале приемника, RedTacton обеспечивает дуплексный канал через тело человека со скоростью до 10 Мбит/с, что достаточно для многих приложений, в том числе и для передачи видеосигналов MPEG или DVD-качества. В одном модуле трансивера RedTacton интегрированы приемник и передатчик (рис. 41).

Эквивалентная схема канала передачи RedTacton
Рис. 41. Эквивалентная схема канала передачи RedTacton

Индуцированное передатчиком в тело человека электрическое поле сильно рассеивается через землю. Степень рассеяния зависит и от окружающих предметов. Следовательно, электрическое поле довольно слабое и нестабильное.

Таблица. Сравнительные характеристики альтернативных каналов передачи данных для PAN
Сравнительные характеристики альтернативных каналов передачи данных для PAN

Оптоэлектронный датчик, разработанный NTT, имеет очень высокую чувствительность электрического поля. Поле изменяет оптические свойства анизотропного электрооптического кристалла. Далее кристалл модулирует луч лазера, проходящий через кристалл. За счет применения оптоэлектронного датчика получаем согласованный со средой электрического поля усилитель с высоким коэффициентом усиления.

Электроды приемника и передатчика контактируют с кожей пользователя через слой диэлектрика. В процессе обмена через тело пользователя не протекает постоянный ток. А уровень переменного тока ничтожно мал и полностью удовлетворяет всем международным нормам безопасности для электронных устройств, имеющих контакт с телом человека.

Технология Touch Communication System

Японская фирма Matsushita Electric в 2004 году разработала серию устройств со своей технологией идентификации и передачи данных через кожу — Touch Communication System. Параметры и функциональные возможности у нее иные (рис. 42), чем у RedTacton. Несущая частота канала передачи — 553 кГц, скорость передачи данных — около 3700 бод. Метод кодирования — ASK, режим передачи — полудуплекс. Компания разработала серию кристаллов транскодеров для размещения на теле и в носимых устройствах. Размер готового модуля транскодера, размещаемого на теле человека, — 12×12 мм. В кристалле кроме приемника и передатчика содержится еще и 1 кбит программируемой памяти. На базе этой технологии можно реализовать поддержку многих информационных сервисов. Для передачи данных применяется емкостной контакт с кожей пользователя.

Управление и идентификация по технологии TCS Matsushita Electric
Рис. 42. Управление и идентификация по технологии TCS Matsushita Electric

Приведем пример использования новой системы. Покупатель приходит в супермаркет, выбирает понравившийся ему товар. Затем подходит к кассе, для того чтобы его оплатить. Для этого ему нужно прикоснуться пальцем к специальному датчику около кассы, и стоимость товара будет списана с банковского счета покупателя.

Персональная информация может храниться в перстне на пальце или же в браслете на запястье руки. Но сейчас разработаны лишь прототипы этих устройств.

Заключение

Пока еще многие из описанных технологий и электронных устройств выглядят, как научная фантастика, не так ли? Это может нравиться или наоборот, но результаты исследований в данной области в настоящий момент становятся реальностью, и через некоторое время многие из нас будут удивляться, как это мы раньше обходились без таких устройств.

Большая часть предсказанных фантастами разных стран технических событий реализована. Причем гораздо раньше предсказанного. События, предсказанные для периода 2050–2100 годов, уже произошли. Нынешнее молодое поколение сейчас трудно удивить какими-либо техническими новациями. Идеи инженеров опережают выдумку фантастов. Рынок мгновенно осваивает новинки. Скорее, их появление уже предугадано потребителями. Вопрос только, кто и когда, через сколько месяцев или недель выпустит в свет изделие с новыми качествами.

Литература

  1. Martin T., Jones M., Edmison J., Bradley R. S. Towards a design framework for wearable electronic textiles. Dept. of Electrical and Computer Engineering.
  2. Iso-Ketola P., Karinsalo T., Myry M., Hahto L., Karhu H., Malmivaara M. and Vanhala J. A Mobile Device as User Interface for Wearable Applications. Tampere University of Technolog.
  3. Zimmerman T. G. Personal Area Networks: Nearfield intrabody communication // IBM Systems Journal, Vol. 35, NOS 3 & 4. 1996.
  4. Post E. R., Orth M., Gershenfeld P. N., Russo R. E-broidery:Design and fabrication of textile-based computing // IBM Systems Journal, Vol. 39, NOS 3 & 4. 2000.
  5. Luprano J., Kotrotsios G. The business of wearable electronics // Health '2006. Lucerne, 31.01.2006.
  6. Fujii K., Takahashi M., Akahashi M., Ito K., Hachisuka K., Achisuka, Terauchi Y., Kishi Y., Sasaki K. and Itao K. Study on the Transmission Mechanism for Wearable Device Using the Human Body as a Transmission Channel. Special Section on 2004 International Symposium on Antennas and Propagation.
  7. Ito K., Fujii K. Development and Investigation of the Transmission Mechanism of the Wearable Devices Using the Human Body as a Transmission Channel. Antenna Technology Small Antennas and Novel Metamaterials, 2006 IEEE International Workshop.
  8. Ashok R. L., University of Cincinnati, Agrawal D. P., University of Cincinnati. Next-Generation Wearable Networks.
  9. Duck Gun Park, Jin Kyung Kim, Jin Bong Sung, Jung Hwan Hwang, Chang Hee Hyung, SungWeon Kang. TAP: Touch And Play. Basics Research Laboratory, Electronics and Telecommunications Research Institute Korea. Conference on Human Factors in Computing Systems. 2006.
  10. Method and apparatus for transmitting power and data using the human body. United States Patent 6,754,472 Williams , et al. Microsoft. June 22, 2004 (заявка от 27 апреля 2000 года).

Скачать статью в формате PDF  Скачать статью Компоненты и технологии PDF

 


Другие статьи по данной теме:

Сообщить об ошибке