Подписка на новости

Опрос

Нужны ли комментарии к статьям? Комментировали бы вы?

Реклама

 

2003 №2

Основные тенденции развития рынка ферритовых материалов в России

Кузневич Алексей  
Максимов Алексей  

Российские производители ферритовых материалов переживают далеко не лучшие времена. Предлагаем вашему вниманию анализ рынка ферритов и некоторые тенденции уго развития.

Работа большинства радиоэлектронных устройств невозможна без наличия в их схемах моточных изделий. Несмотря на их невысокую удельную стоимость относительно стоимости среднестатистического блока (около 5%), зачастую именно они определяют надежность всего устройства и вызывают наибольшее количество проблем у разработчиков.

Прошли времена дефицита традиционных для России ферритовых марок, длившиеся с советских времен вплоть до 2000 года,когда существовал серьезный недостаток определенных изделий (в первую очередь марок М700НМ, М1500НМ3, М2000НМ1 и М10000НМ). Изготовленных в стране в 2002 году 160 тонн магнитомягких ферритовых сердечников полностью хватило, чтобы закрыть потребность всех заинтересованных российских изготовителей (а если бы был спрос, на сохранившихся с советского периода мощностях можно было бы сделать и больше). Тем не менее, ряд предприятий встретился со сложностями в реализации своей продукции, поставившими их на край банкротства. Что же происходит?

Безусловно, нельзя рассматривать проблему бывшей ферритовой подотрасли вне связи с экономикой страны в целом. Резкое сокращение промышленного производства и открытость российского рынка для зарубежных товаров привели к следующим последствиям:

  • Уменьшение доли российских ферритов на рынке готовых электронных изделий российского производства. Сильнейший кризис ряда основных отраслей, являвшихся ранее основными потребителями магнитопроводов, резко изменил структуру номенклатуры и привел к сокращению объемов используемых сердечников.
  • Уменьшение массоемкости ферритовой продукции в готовом изделии. Бурное развитие электронной базы полупроводников и переход на более высокие частоты позволил существенно уменьшить габариты используемых моточных изделий, а в некоторых областях и вообще отказаться от их использования в качестве навесных элементов.
  • Значительное влияние на рынок бывших неликвидов предприятий. Несмотря на уже более чем 10-летнюю историю капитализма в России на рынке присутствует еще достаточно большое количество некоторых марок и конфигураций сердечников, изготовленных еще в советское время. Правда, в последние год-два их номенклатура начала резко сужаться.

Существующий в России рынок магнитомягких материалов имеет следующие особенности:

  • Низкая информационная поддержка разработчиков. За последние десять лет в стране не было издано ни одного серьезного справочника, посвященного ферритовым материалам. Выпускающиеся в настоящее время ограниченным тиражом каталоги заводов-изготовителей содержат недостаточную информацию, и в большинстве случаев отсутствуют у разработчиков.
  • Возрастающая конкуренция со стороны современных зарубежных ферритовых материалов и готовых моточных изделий. Практически все широко известные российские ферритовые материалы разработаны в 50 –60 годах прошлого века и в настоящее время морально и технически устарели. Более того, с каждым годом разрыв продолжает нарастать (у существующих российских изготовителей нет ни материальной, ни технической базы для исследований и серийного внедрения новых разработок).

Отставание наиболее сильно проявляется в области марганцево-цинковых ферритов силовых марок (М2500НМС1, М3000НМС) и марок с высокой магнитной проницаемостью (М10000НМ).

Так,выпускаемая и наиболее широко используемая в России силовая марка феррита М2500НМС1 значительно уступает по величине потерь даже марке N27 (Epcos) и практически не позволяет работать даже на частотах 100 кГц (не говоря уже о конкуренции с марками N67 и N87). Между тем современная полупроводниковая электронная база, имеющаяся в распоряжении разработчиков, и дальнейшие требования к уменьшению размеров электронной аппаратуры требуют создания источников питания, работающих на частотах,близких к 500 кГц. Таким образом, в области изготовления трансформаторов для импульсных источников питания возникает абсолютно незаполненный отечественными производителями сегмент рынка. А рынок пустоты не любит.

Тем не менее, ферритовые материалы таких широко известных изготовителей, как Epcos (Германия) и Philips (Нидерланды) пока не получили и вряд ли получат широкое распространение. Причиной этого является высокая относительная стоимость ферритовых материалов этих компаний по сравнению с российскими, которые могут как-то работать в массовых изделиях, где основополагающим фактором является низкая себестоимость.

Таблица 1
Марка Россия Epcos Philips
М2500НМС1
SDMR30 М2500НМС2 N27 3C85
SDMR40 N67/N87 3C90/3C94
SDMR44 N87 3C94
SDMR50 N47/N49 3F3/3F35
SR6K М6000НМ Т35 3E4
SR10K М10000НМ Т38 3E5
SR12K Т42 3Е6
SR15K T46 3E7

Маловероятным и нерентабельным из-за весьма малой емкости российского рынка представляется также перспектива создания предприятия по производству современных марок ферритовых материалов с участием иностранного капитала.

В настоящее время на российском рынке начинают появляться крупные производители из Юго-Восточной Азии, чья продукция производится по лицензии того же Epcos и имеет значительно более низкую стоимость при высоких технических характеристиках. Будущее, очевидно, за ними.

Наиболее перспективной, с нашей точки зрения, является продукция совместного производства под торговой маркой SDMEGC, которая отличается наилучшим соотношением «цена — качество ».

В таблице 1 приведены силовые и высокопроницаемые марки SDMEGC, аналогичные отечественной продукции, а также продукции фирм Epcos и Philips.

Основные электромагнитные характеристики рассматриваемых силовых марок приведены в таблице 2.

В свете вышесказанного сами собой напрашиваются достаточно печальные выводы:

  • Рынок магнитомягких материалов в России в настоящее время находится в процессе становления и напоминает стихийно-ларечное состояние потребительской торговли России образца 1993 года.
  • Отсутствие перспектив серьезного роста емкости рынка при одновременном ужесточении конкуренции может очень пагубно отразиться на российских производителях ферритов.

Мы рады будем пригласить всех разработчиков радиоэлектронной аппаратуры на наш семинар, посвященный проблемам применения ферритовых материалов, который состоится 27 февраля 2003 года в Санкт-Петербурге в ЛОНИИС. Более подробную информацию можно получить по телефону (812)389-51-80 или по e-mail: .

Таблица 2
Наименование марки SDMR30 SDMR40 SDMR44 SDMR50 SDMR17
Начальная проницаемость µi 2500 ±25% 2300 ±25% 2400 ±25% 1400 ±25% 1700 ±25%
Амплитудная проницаемость µa >3200 >3000 - - -
Индукция насыщения Bs, мTл (H =1194 A/м) 25 °С 510 510 510 470 470
100 °С 390 390 400 380 380
Остаточная магнитная индукция Br, мTл 25 °С 127 95 130 140 210
100 °С 95 55 60 98 90
Hc, A/м 25 °С 14 14 15 36,5 19,5
Коэрцетивная сила 100 °С 8 9 6.0 27,2 10
Потери Pv, мВт/cм 3 25 °С 130* 600** 600** 130*** 220*
60 °С 90* 450** 400** 80*** 100*
100 °С 100* 410** 300** 80*** 100*
120 °С - 500** 380** - -
Температура Кюри Tc,(°C) >230 >215 >215 >240 >240
Удельное электрическое сопротивление, Ом/м 10 6,5 2 - 3
Плотность, г/см 3 4,8 4,8 4.9 4,8 4,8
*(Условия тестирования)25 кГц, 200 мТл
**(Условия тестирования)100 кГц, 200 мТл
***(Условия тестирования)500 кГц, 50 мТл

Скачать статью в формате PDF  Скачать статью Компоненты и технологии PDF

 


Сообщить об ошибке